— X в. Икона Божией Матери Домостроительница (“Экономисса»)

В новосозданном монастыре во времена игуменства прп. Афанасия случился сильный голод, вынуждавший иноков уйти из обители. Поддался этому искушению и сам св. Афанасий. Уже приняв решение удалиться, преподобный встретил на дороге Женщину, скрытую под покрывалом, и удивился, поскольку вход на Святую Гору для женщин невозможен. Однако Незнакомка спокойно спросила его: «Куда ты идешь, старец?» В свою очередь св. Афанасий поинтересовался кто Она, и как сюда зашла. При этом он небрежно прибавил: «К чему Тебе знать, куда я иду? Ты видишь, что я — здешний инок». «Если ты инок, — отвечала Женщина, — ты должен быть простодушным, доверчивым и скромным. Я знаю твое горе и помогу тебе, но прежде ты должен рассказать мне, куда ты идешь». Тогда св. Афанасий поведал ей о голоде в монастыре и о решении братии. На это Незнакомка возразила, что не в духе иночества бросать святую обитель ради куска хлеба. «Кто же Ты?» — спросил св. Афанасий. — «Я — Та, имени Которой ты посвятил свою обитель. Я — Матерь Господа Твоего». Богобоязненный старец не сразу поверил Божественному посещению и поэтому спросил: «Чем докажешь мне, что Ты — Пресвятая Дева? Ведь и бесы принимают светлые образы». «Видишь этот камень, — отвечала Богородица, — ударь в него жезлом и тогда поймешь, Кто говорит с тобой. И знай, что с этого времени Я навсегда остаюсь Домостроительницей твоей Лавры». ​Когда прп. Афанасий ударил жезлом о камень, из него с шумом потекла вода, оказавшаяся целебной. Этот святой источник, забивший в X в., не иссякает и по сей день. На месте же явления Божией Матери была воздвигнута небольшая церковь во имя Богородицы — «Живоносного Источника». Для этого храма написали икону, изображающую свершившееся чудо, перед которой всегда теплилась неугасимая лампада. Вернувшись в обитель, св. Афанасий обнаружил, что монастырские кладовые доверху наполнены всем необходимым для пропитания братии. С этих пор в Лавре, по воле Царицы Небесной, никого из насельников не ставили на должность эконома. Скоро в монастыре была написана и сама икона Пресвятой Богородицы «Экономиссы», которая также известна под названием «Игумении Горы Афонской». Перед святым образом «Домостроительницы» не только на Афоне, но и во всем православном мире молятся об избавлении от голода и изобилии плодов земных.

 

— 1383 г. † Великий князь Димитрий Константинович

​Княжил с 1359 г.-1363 г. Правнук младшего брата Александра Невского, князя Суздальского Андрея Ярославича, внук Василия Андреевича и сын Константина Васильевича. Иногда его называют Дмитрий Константинович Старший, так как у него был младший родной брат с тем же именем по прозвищу Ноготь -​ безудельный князь Суздальский.​ ​ Принял монашество с именем Фома, а перед смертью схиму, с именем​ Феодор.​ ​В столице Суздальского-Нижегордского великого княжества, Нижнем Новгороде, князем Дмитрием был заложен в 1372 г. первый нижегородский каменный кремль с одной башней. При дворе князя создан один из важнейших памятников древнерусского летописания​ — Лаврентьевская летопись (1377 г.).

Умер 5 июля 1383 г. Тело его погребено в нижегородском Спасо-Преображенском соборе.​ Великий князь Дмитрий суздальский был женат на Василисе, от брака с которой имел четырех сыновей, в том числе князя Василия-Кирдяпу суздальского, и дочь Евдокию, за великим князем​ Дмитрием Донским, признаваемую святою.

 

— 1422 г. Обретение​ мощей преподобного Сергия

​Мощи преподобного Сергия († 1392 г.; память его 25 сентября) были обретены 5 июля 1422 г. при преподобном игумене Никоне († 1426 г.; память его 17 ноября). В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега Преподобный известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Митрополит Филарет писал об этом в «Житии Преподобного Сергия»: «По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свой крест и свою смерть». Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней.

 

— 1439 г. Флорентийский Собор

​Император Византийский Иоанн Палеолог изменил Православию, приняв унию из рук папы Римского Евгения IV, тогда как 25 июня, т.е. за десять дней до состоявшегося во Флоренции «соединения церквей» Базельский католический собор, осудив Евгения как еретика, объявил его низложенным.​​ ​Византийский Император Иоанн Палеолог подписал флорентийскую унию в 1439 году и умер. Его родной брат Император Константин ХII Палеолог утвердил эту унию, после чего он стал последним греческим Императором (процарствовав 13 лет), а греческий народ перестал быть народом Божьим. ​Русский народ стал Богоносным потому, что его этнарх — Великий Князь Василий Темный в подписании Флорентийской унии сразу же увидел отступление от правил Православной Церкви, «воспылал ревностью обличить беззаконие, вступил в прение с Исидором, митрополитом московским, одним из главных деятелей подписания Флорентийской унии и торжественно наименовал его лжепастырем, губителем душ, еретиком. Исидор силился доказывать противное, но без успеха: Василий посадил его под стражу в Чудовом монастыре, требуя, чтобы он раскаялся, отвергнув соединение с латинскою Церковью. Итак, подписав унию, этнарх греческого народа изменил Богу. Царь, избранный Богом, становился холопом папы, избранника человеков! А этнарх русского народа остался Богу верен, сразу же отвергнув измену догматам Церкви Православной. Потому-то русский народ и стал Богоносцем.

 

— 1594 г. Хан Казы-Гирей Крымский напал на Русь

​Хан Казы-Гирей Крымский напал на Русь врасплох. Ратный стан русский расположился в двух верстах от Москвы. Там устроили храм во имя преподобного Сергия, поставили Донскую икону, ходившую на Куликово поле. Служили молебны, по московским стенам совершались крестные ходы.​ ​Крымцы подошли и сразились​ с​ защитниками столицы. Москва впервые увидела тяжкое зрелище: бились под ее стенами, на родных ее равнинах.

В этот день ужаса, когда пение церковное смешивалось со звуками пальбы, и фимиам с дымом пороха, один человек из всего народа был ясен и покоен — тот, за кого умирали под стенами столицы. Утомленный долгою молитвою, Царь Феодор в полдень, с высоты своего терема, равнодушно смотрел на битву. За ним стоял добрый боярин Григорий Годунов, плача об участи Москвы.​ ​ Царь обернулся и сказал: «Не бойся: завтра не будет нечестивых!» То было пророчество. За час до рассвета, 5 июля, в день обретения мощей преп. Сергия, хан бежал​ с​ поля​ битвы.

 

— 1827 г. Бой при Джеван-Булахе

​ Русские разбили персидского хана Аббас-Мирзу при Джеван-Булахе. В этом бою отличился князь Иван Малхазович Андроников.​ Его 1-й дивизион, вместе со 2-м дивизионом Нижегородцев, в решительную минуту опрокинули огромную конную массу персов и, прорвав центр их боевого порядка, кинулись на каменистую гору, где под сенью особого «победного» знамени главнокомандующий персидской армией, принц Аббас-Мирза, наблюдал за ходом боя. Аббас-Мирза едва ускакал от наших драгун, но знамя и шесть знатных вельмож его свиты, среди которых был ближайший помощник главнокомандующего Наджав-хан, после рукопашной схватки, в которой Андроников был ранен пулей в голову, были взяты в плен. За это дело Андроников был награжден орденом св. Анны 2-й степени.

 

— 1829 г. Переход русских войск через Балканы

​Русские войска под командованием Ивана Ивановича Дибича начали переход через Балканы. Турецкие города сдавались почти без сопротивления.

«Любезный друг, с какой радостью я могу сказать Вам: спасибо, Забалканский, — писал Государь Николай I Дибичу 4 августа, — название это принадлежит Вам по праву, и я даровал его Вам от всего сердца. Но, прежде всего да будет тысячекрат благословен Господь за Его столь явное Вам содействие, признаем Его покровительство во всем, что случается для нас счастливого…»

 

— Именины Великого князя Сергия Александровича

​От руки эсера — террориста Ивана Каляева​ 4.2.1905 г погиб супруг преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Сергий Александрович был братом Императора Александра III и родным дядей Государя Николая II. Он​ занимал пост московского генерал-губернатора и подвергался неоднократным угрозам со стороны революционеров.

 

— 1918 г. † Алапаевские мученики

Мученики Алапаевской шахты — члены дома Романовых и близкие к ним люди, убитые (казнённые) представителями советской власти в ночь на 18 июля 1918 года, на следующий день после расстрела царской семьи, в 18 км от города Алапаевска у рудника Нижняя Селимская, в одну из шахт которого были сброшены их тела.​ 8 июня 2009 года Генеральная прокуратура России посмертно реабилитировала всех убитых под Алапаевском.

Русская православная церковь за границей канонизировала всех убитых под Алапаевском (кроме Ф. Ремеза) в лике мучеников. Русская православная церковь причислила к лику святых только двух из них — великую княгиню Елизавету Федоровну и инокиню Варвару (в лике преподобномучеников).​ В число лиц, убитых под Алапаевском, входят: великая княгиня Елизавета Федоровна; великий князь Сергей Михайлович; князь императорской крови Иоанн Константинович; князь императорской крови Константин Константинович (младший); князь императорской крови Игорь Константинович; князь Владимир Павлович Палей (сын великого князя Павла Александровича от его морганатического брака с Ольгой Пистолькорс); Федор Семенович (Михайлович) Ремез, управляющий делами великого князя Сергея Михайловича; сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева), келейница Елизаветы Федоровны.

 

— 1922 г. Приговор новомученикам Российским

​Председатель суда — председатель уголовного отделения Петроградского ревтрибунала Н.И.Яковченко огласил приговор. Митрополит Вениамин и еще 9 человек были приговорены к расстрелу, 36 человек к различным срокам заключения до 5 лет, 11 человек направлены на принудительные работы без содержания под стражей. Кассационная Коллегия Верховного трибунала ВЦИК заменила расстрел долгосрочным тюремным заключением епископу Кронштадскому Венедикту (Плотникову), настоятелям Казанского собора Н.К.Чукову, Исаакиевского Л.К. Богоявленскому и Троицко-Измайловского М.П.Чельцову; профессору Д.Ф.Огневу и Н.А.Елачичу.

Митрополиту Вениамину (Казанскому), профессору Ю.П.Новицкому, юрисконсульту Лавры И.М.Ковшарову и архимандриту Сергию (Шеину) приговор оставлен в силе.

 

​Автор: Чернозатонский Игорь Александрович

Поделиться ссылкой: