— 1505 г. Венчание Великого князя Василия III

Венчание Великого князя Василия III с Соломонией Юрьевной Сабуровой,дочь боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, из старинного, но захудалого московского боярского рода. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Отличалась добротой и набожностью. Сам митрополит Симон венчал Великого князя в Успенском соборе.​ Будущая преподобная София Суздальская (ок. 1490-1542 гг.) Память 1 августа в день обретения мощей, 16 декабря и в Соборе Владимирских святых.

 

— 1530 г. Крещение царя Иоанна IV

​Будущего царя Иоанна Грозного крестили в Троице-Сергиевой лавре. Восприемниками были призваны старец Иосифова монастыря столетний Касьян Босой, как сказано о нем в Никоновской летописи, «сопостник преподобному Иосифу Волоцкому»; старец Данила из Переславля; старец Троицкий Иов Курцов; священнодействовал игумен Свято-Троицкой Лавры Иоасаф Скрипицын (впоследствии митрополит всея Руси).Известно, что выбор восприемников имеет свой сокровенный смысл. Все они были молитвенные борцы за святую Русь с хазарской ересью жидовствующих. Сопостником и учителем Касьяна Босого был игумен Иосиф Волоцкий — главный изобличитель этой ереси на Руси. В Переяславле княжил Владимир Мономах. Именно его просил народ в 1113 году избавить Русь от потомков хазар. Автор «Жития Даниила Переяславского» называет Иоанна Грозного «истинным пастырем и собирателем Русской земли».Обливаясь слезами умиления, дождавшийся, наконец, рождения сына ревностный молитвенник Великий князь Василий III положил только что окрещенного игуменом Иосафом, святым Даниилом Переяславским и столетним иноком Кассианом Босым десятидневного Иоанна на раку святого Сергия. При этом он молил преподобного быть ему наставником и защитником в опасностях жизни. Было внесено много царского золота в казны церковные и на бедных, отворены темницы, сняты опалы. Сооруженыраки святым митрополитам Петру и Алексию, для первого — золотая, для второго — серебряная.

— 1680 г. Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»

​Празднование иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» установлено в XVII столетии.​ Куст купины был одним из ветхозаветных прообразов Богоматери. Купина горит и не сгорает — Дева рождает и пребывает Приснодевою, родившаяся на грешной земле Сама пребывает вечно Пречистою. Икона «Неопалимая Купина» — образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения. Композиция иконы образована двумя четырехконечными звездами, наложенными одна на другую, в центре которых в медальоне — Богоматерь с Младенцем Христом в архиерейском облачении. На груди Пречистой помещены символические изображения: лествица (видение святым патриархом Иаковом лествицы, «утвержденной на земле и верхом достигавшей неба», как прообраза Богоматери) и палаты (дом). В лучах первой звезды, синего цвета, изображены Ангелы — властители стихий, в лучах огненно-красной звезды — символы святых евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк), упомянутые в Апокалипсисе. Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — Ангелы — духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. По углам иконы — видения пророков: явление Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери «Знамение» в горящем кусте, Исаие — Серафима с горящим углем в щипцах, Иакову — лествицы с Ангелами, Иезекиилю — затворенных врат.​ Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении. ​Сей знак Божественной воли в виде осьмиконечного сияния на иконе известен с древнейших времен. Множество икон «Неопалимой Купины» прославились чудотворением. Одна из древнейших пребывает в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля и была принесена в Третий Рим в 1390 году палестинскими иноками. По преданию, она писана на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей узрел пылающий куст.​ ​ Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины», исчезнувшей в 1930 году. Осталось лишь ее имя в названии Неопалимовского переулка.

 

— 1812 г. Горит Москва

​ ​»4 сентября 1812 г. Наполеон был в Кремле. Удивленный тем, что, поразив в сердце Русскую Империю, он встретил не изъявление покорности и страха, а совершенно иное, он почувствовал, что его победили и превзошли в решимости. Это завоевание, для которого он принес все в жертву, исчезло в его глазах в облаках страшного дыма и море пламени. Им овладело страшное беспокойство, казалось, его самого пожирал огонь, который окружал его в Москве. Ежеминутно он вставал, ходил порывисто по дворцу, принимался за работу и бросал ее, чтобы посмотреть в окно на море огня. Из груди его вырывались короткие восклицания, «Какое ужасное зрелище; это они сами поджигают город; сколько прекрасных зданий, какая необычайная решимость! Что за люди! Это скифы!», — пишет граф Сегюр, бывший с Наполеоном в Кремле.

 

— 1855 г. † Сергей Семенович Уваров

​Граф, государственный деятель, выдвинувший триаду «Православие, Самодержавие, Народность». ​Сергей Семенович Уваров родился 25.08.1786г., – видный ученый и общественный деятель, министр народного просвещения в царствование Императора Николая I, автор знаменитой триады «Православие, Самодержавие, Народность». Она позже легла в основу идеологии таких черносотенных организаций, как «Союз Русского Народа», и имеет глубокий непреходящий смысл в наши дни. ​Уваров посвятил свою жизнь осуществлению реформы народного просвещения на русских национальных началах. Он считал необходимым ввести в преподавание, имевшее прежде во многом космополитический характер, «дух русский под тройственным влиянием Православия, Самодержавия и Народности, возбуждая в умах уважение к Отечественной истории, к Отечественному языку, к Отечественным учреждениям». Образование должно носить общественный характер, из него следует удалить частное воспитание и иноземных воспитателей. ​Главное для России — сохранить Православие, творческая духовная сила которого определяет всю русскую культуру. «Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них веру — то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении». «Если литература сбросит с себя провиденциальные узы христианской морали, она разрушит себя собственными руками, ибо христианство несет идеи, без которых общество, такое, какое оно есть, не сможет просуществовать ни мгновения». «Истинная свобода без Христа, без веры, без любви к ближнему – невозможна в принципе. Такая свобода – только самообольщение». Самодержавие является определяющей формой нашего державного бытия, «представляет главное условие политического существования России». Любое, даже малозаметное, поползновение к его ограничению неминуемо повлечет снижение могущества, ослабление внутреннего мира и спокойствия страны. «Русский колосс упирается на самодержавии, как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав государственный. Эту истину чувствует неисчислимое большинство между русскими; они чувствуют оную в полной мере, хотя и поставлены между собой на разных степенях и различествуют в просвещении, и в образе мыслей, и в отношениях к правительству. Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном воспитании». «Государственная власть, не основанная на вере в Бога, не сообразующаяся с господствующим в народе исповеданием, из этого исповедания не исходящая в своих действиях, – это не богоданная законная власть, а узурпация. И такая узурпация или будет прекращена самим обществом, или погубит его». По мнению Уварова, главным предметом в воспитании гражданственности и патриотизма является история, преподавание которой есть дело государственное. «История образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои, судей, знающих цену правосудию, воинов, умирающих за Отечество, опытных вельмож, добрых и твердых Царей».​ Реформа Уварова вызвала переполох в масонско-космополитических кругах. Тем не менее, многие достижения реформы образования успели укорениться, воспитав поколение людей, которые «лучше знали русское и по-русски».

 

— 1911 г. Обретение мощей святителя Иосафа, епископа Белгородского

​На всеподданнейшем докладе обер-прокурора Святейшегосинода Государь написал 10 декабря 1910 г.: «Благостным предстательством святителя Иоасафа да укрепляется в державе российской преданность праотеческому православию, ко благу всего народа Русского. Приемлю предложение Святейшегосинода с искренним умилением и полным сочувствием». Прославление святителя состоялось благодаря проявленной Царем-Мучеником самодержавной воле по отношению к Синоду. Государь, не согласившись с​ мнением обер-прокурора отложить торжества прославления, сам назначил срок его.

 

— 1914 г. «Жизнь за Царя»

​В Москве в Большом театре поставлена опера М.И.Глинки «Жизнь за Царя». Первое исполнение: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 27 нoябpя 1836 года.

 

— 1917 г. † Анатолий Федорович Кони

Выдающийся русский юрист, судья, государственный и общественный деятель, литератор, судебный оратор, действительный тайный советник, член Государственного совета Российской империи (1907—1917). Почётный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук по разряду изящной словесности (1900), доктор уголовного права Харьковского университета (1890), профессор Петроградского университета (1918—1922). Автор произведений «На жизненном пути», «Судебные речи», «Отцы и дети судебной реформы», многочисленных воспоминаний о писателях.

 

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович

 

Поделиться ссылкой: