— 1238 г. † Великий князь Юрий II Всеволодович
Княжил с 1219 по 1238 г. Еще при жизни был почтен современниками титлом «Отца и Государя». Был вторым сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо. В 1212 году, после смерти отца и старшего брата Константина унаследовал Владимирский великокняжеский престол. Благоверный князь Георгий отличался благочестием и воинской доблестью. Им был основан Нижний Новгород.
В 1237 году на Русскую землю двинулись монголо-татарские орды Батыя. Они разорили Рязань и сожгли Москву. Святой Георгий оставил стольный град на попечение своих сыновей Мстислава и Всеволода (третий сын — Владимир — был в то время в плену у татар) и опытных воевод, а сам двинулся с войском и племянниками — сыновьями Константина — на север, чтобы соединиться с другими князьями. В начале марта он вышел на берега реки Сити. Там 4 марта 1238 года произошла кровавая битва с татарами. Еще перед битвой благоверный князь Георгий получил известие о том, что стольный град Русской земли — Владимир — пал, и все его сыновья убиты. Выслушав печальную весть, великий князь обратился с молитвой к Богу, в которой просил Всевышнего сподобить его мученической смерти за веру христианскую и народ православный. И молитва его была услышана: в битве на реке Сити великий князь погиб— у него была отсечена голова. Через некоторое время после битвы возвращался с Белоозера к своей пастве Ростовский епископ Кирилл II. Его путь лежал через поле брани. Среди павших воинов он по одеждам узнал обезглавленное тело великого князя. С благоговением он взял его и перенес в Ростов. Там, при великом плаче всего народа, похоронил его в соборном храме. Через некоторое время была найдена и честная глава великого князя, которая была приложена к телу. Через два года гроб с телом благоверного князя Георгия с большой торжественностью был перенесен во Владимирский Успенский собор. В 1645 году тело святого князя было обретено нетленным, и состоялось церковное прославление святого. Мощи князя Георгия были переложены в серебряную раку, устроенную Святейшим Патриархом Иосифом.
Святой князь Юрий II был женат дважды: 1) на неизвестной, 2) на Агафье, дочери Всеволода Чермного, князя черниговского. От обоих браков имел четырех сыновей, из которых Всеволод и Мстислав убиты при взятии татарами г. Владимира на Клязьме, и двух дочерей, в том числе Феодору, погибшую с матерью, великой княгиней Агафией.
Памятник князю Георгию (Юрию) Всеволодовичу и епископу Симеону Суздальскому построен в Нижегородском Кремле.
— 1238 г. † Благоверный князь Василий
Принадлежал к славному в русской истории роду суздальских Мономашичей. Его прадед – Юрий Долгорукий, дед – великий князь Всеволод VI Большое Гнездо († 1212 г.), брат святого Андрея Боголюбского († 1174 г.), наследник и продолжатель его дела. Из Владимира-на-Клязьме, ставшего столицей древнего Ростово-Суздальского княжества, Всеволод самовластно вершил дела всей великой Руси. «Слово о полку Игореве» говорит о нем, что он может «Волгу веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать».
Святой Василько – старший из птенцов «Большого гнезда». Старший внук Всеволода от его старшего сына Константина, Василько (Василий) родился 7 декабря 1208 года в Ростове, где княжил отец. Там прошло его детство, а в 1216 году, когда Константин Всеволодович стал великим князем Владимирским, Ростов был выделен Васильку (ему было восемь лет) как удел для самостоятельного княжения.
Воинская доблесть, священный долг служения Родине, справедливость и послушание старшим – традиционные черты русского князя, защитника земли, были присущи Васильку.
Шеренский лес, в 28 верстах от Кашина. В руках татар плененный, израненный князь Василько Ростовский. “Красавец лицем,— пишет о нем летописец,— с очами светлыми и грозными, он был храбр, добр сердцем, ласков с боярами. В нем мужество соединено было с умом и правдивость со знанием. Он был сведущ, на все способен. Это был отец и кормилец сирот, великое утешение печальным. Очи сердца его отверсты были Богом на весь церковный чин, и он был отцем для всех бедных”. Татары преклонялись перед величественным видом пленника, знали его мужество. Они предлагали ему покориться и признать их нечестивые обычаи. “О, темное царство,— ответствовал им князь,— не разлучить тебе меня с Христом моим. Он предал нас в ваши скверные руки, любя нас и даруя нам жизнь вечную. Но есть Бог, и темное царство погибнет, когда исполнится мера беззакония его; взыщет Он кровь верных Своих”. Замученный, обезглавленный мужественный князь был брошен в лесу. Тело святого Василька было найдено сыном священника и привезено в Ростов. Там супруга князя, дети, епископ Кирилл и весь народ Ростовский встретили с горьким плачем тело любимого князя и погребли его под сводами соборной церкви.
Святой князь Василько был женат на дочери святого Михаила черниговского, Марии, от брака с которой оставил двух сыновей: Бориса, князя ростовского, и Глеба, князя муромского.
— 1238 г. † Князь Всеволод Константинович
В крещении Иван, внук Всеволода Большое Гнездо. Родился 18.06.1210 г.
В 1218 г. был послан с боярами в Ярославль, где княжил как первый удельный князь до самой смерти. В 1227 г. был отправлен своим дядей Юрием Всеволодовичем в Переяслав и княжил там около года. Убит в битве с татарами на р. Сити.
— 1303 г. † Благоверный князь Даниил Московский
Сын святого Александра Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны, родился в 1261 г., во Владимире. Двух лет от роду лишился отца. После кончины родителя маленькому Даниилу достался самый незначительный из уделов княжества с городком Москвою. Этот удел состоял тогда из небольшой деревянной крепости и нескольких сел без единого каменного здания. Но именно благочестивому Даниилу была предначертана Господом высокая будущность – положить начало мощной Московской державе. Он стал родоначальником московских князей.
По мнению известного историка С. Перевезенцева Московская Русь в XIII–XIV столетиях жестоко страдала от междоусобиц, вызванных политикой Ордынских ханов “разделяй и властвуй”.
Совсем не случайно в течение XIV века титул “великих князей” был дарован нескольким русским правителям, в результате чего на Руси возникло сразу же несколько “великих княжеств” — Тверское, Московское, Рязанское, Смоленское, Нижегородское. По мысли ордынцев, подобный политический расклад должен был значительно помешать возможному процессу объединения русских земель.
Но в Орде не учли одного важного момента — практически во всех русских княжествах в этот период нарастает движение к консолидации - как духовной, так и политической. Ведь именно XIV столетие впервые за предыдущие двести лет явит примеры совместных действий русских князей, подчинивших свои личные устремления и удельные интересы интересам общерусским, отдавших свои силы и даже жизни обеспечению решения общерусских задач.
В исторической литературе вот уже полтора столетия не утихают споры о том, почему именно Москва стала центром объединения русских земель и образования единого Русского государства. В самом деле, географическое положение Москвы было куда менее выгодным, нежели положение Твери, Углича или Нижнего Новгорода, мимо которых шел самый легкий и безопасный торговый путь по Волге. Москва не имела того боевого опыта, каковой имели Смоленск и Рязань. Новгород Великий был намного богаче, а Ростов и Суздаль обладали гораздо более глубокими традициями культуры.
И все же именно Московское княжество оказалось той центростремительной силой, которая собрала вокруг себя все русские земли, смогла покончить с тягостью монголо-татарского ига и возродить из пепла новое единое Русское государство. И немалую роль в этом сыграло мудрое правление великого князя Даниила.
Впервые Даниил выступил на политической арене в 1282 г., когда принял участие в усобице старших братьев на стороне Андрея. Московский князь старался не проявлять активности в этой войне и, по возможности, дистанцировался от Орды.
Как сообщает Житие святого, мудро, “имея разум богопросвещенный”, управлял Даниил Александрович своим княжеством. Он был смелым воином, стойко оборонял родные земли. Как и всем прочим русским правителям того времени, Даниилу Александровичу приходилось участвовать и в междоусобных войнах. Но московский князь отличался редким для той поры миролюбием. Он старался большинство споров своих братьев-князей решать миром, умирял их раздоры. И недаром древние песнопевцы именовали Даниила Александровича с любовью — “Братолюбец”.
Сам же князь Даниил Александрович не выказывал желания властвовать над кем-либо. Он свято чтил тогдашний закон престолонаследия и не поднимал меча против своих старших братьев в борьбе за великокняжеский стол. Миролюбие князя Даниила Александровича снискало московскому правителю любовь и уважение современников.
К Москве потянулись люди из других княжеств — бояре, ремесленники, земледельцы… В московских землях становилось многолюдно. Вырастали новые села, умножались крестьянские хозяйства, возрождались ремесла.
Такая позиция обеспечила московскому князю значительную популярность на Руси, но не уберегла Москву от разорения в 1293 г., когда его старший брат Андрей, в борьбе за великий престол с братом Дмитрием, привел на Русь страшную ордынскую “Дюденёву рать”. Однако Даниил быстро оправился от погрома и после окончания боевых действий возглавил коалицию, направленную против Андрея Александровича. В 1295/96 г. он отказался от приглашения в Новгород, защищая Переяславль, город своего племянника Ивана Дмитриевича.
Даниил Александрович являл для всех пример истинного благочестия. Сердечно заботился князь и о духовном просвещении своих подданных. Время правления князя Даниила Александровича Московского — это время становления Москвы, как религиозного центра.
Начало этому было положено основанием московским князем монастыря в честь преподобного Даниила Столпника, своего небесного покровителя. Житие Даниила Московского так рассказывает об этом событии: “Богоугодно господствуя в Московской земле, блаженный князь Даниил построил за Москвою-рекою монастырь, который зовется по его имени Даниловский, создал церковь во имя ангела своего преподобного Даниила Столпника и поставил в нем архимандрита”. По легенде князь Даниил завещал похоронить себя как простого монаха именно здесь, в основанном им монастыре. В 1330 г., при его внуке, Иване Калите, братия была переведена в княжеский двор, и в монастырь пришла разруха. Иван Грозный повелел восстановить его в 1560 г. Позже князь Даниил устроил в Москве и другой монастырь — Богоявленский, во имя Святого Богоявления.
Князю Даниилу Александровичу удалось значительно расширить пределы своих владений. Он сумел присоединить к московскому княжеству Коломну и Переяславль-Залесский. Подготовил Даниил Александрович и присоединение Можайска, но этот город вошел в Московское княжество уже после его смерти, в 1303 году. В 1301 г. Даниил захватывает у Рязани Коломну. На следующий год переяславский князь, умирая, завещает город своему дяде и покровителю В 1303 г. он подготовил присоединение Можайска, но внезапно умер. Можайск вошел в Московское княжество при его сыне Юрии.
Перед смертью Даниил принял схиму и был погребен в построенном им самим монастыре прп. Даниила Столпника в церкви святого Михаила на берегу р. Москвы. По обретении мощей князя в 1652 г. он был причислен к лику святых. Память празднуется 4/17 марта и 30 авг./12 сент.
Святой князь Даниил московский был женат на неизвестной, от брака с которой имел шесть сыновей, в том числе великих князей Юрия (Георгия) владимирского и Ивана (прозванием Калита) московского.
— 1711 г. Грамота Царя Петра I Кабардинским владельцам и всему Кабардинскому народу о согласии принять в подданство России и защитить от внешних врагов
«Божиею милостию от пресветлейшаго и державнейшаго великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича Татархану князю черкескому, и братьям его, и прочим владельцам, и всему народу тому, и кабардинских, и горских черкес наше царского величества милостивое слово.
Доносил нам, великому государю, брат ваш князь Александр, которой в службе нашей обретается, что вы имеете желание под нашу, царского величества, высокодержавную руку поддатись и тем себя и подданных ваших из под ига турского и хана крымского свободити, яко ж и ныне писала к нему мать его, что крымцы вам неприятели, и частые брани между вами случаютца, и что конечно желаете быти у нас, великого г[осударя], в подданстве. Также из ваших же стран писали к подданному нашему царю Арчилу Вахтангеевичу Меретинскому, что они постановили служить нам, в[еликому] г[осударю], а с крымцами також де завоевались и дабы вам ведомость о том дать; и мы, в[еликий] г[осударь] наше ц[арское] в[еличество], то ваше желание приемлем милостиво и изволяем вас к себе в подданство и оборону приняти. Только желаем, дабы вы показали к нам ныне свою службу и верность против салтана турского и хана крымского, которые против нас войну вели, наруша мир неправедно против данных многих обещаний. И ежели будете у нас в подданстве, то не токмо с вас никаких податей требовать не будем, но и погодное вам жалованье давать определим, как то получает от нас подданный наш Аюка-хан и как вы прежде сего бывали у предков наших в подданстве и получали у них жалованье; и укажем вам вспомогать ему, Аюке хану, с калмыки и донским и яицким и гребенским казаком, о чем о всем ссылаемся пространнее на словесной приказ, от нас данный брату вашему, которому в том верьте.
Дан в Москве лета 1711 марта в 4 день, государствования нашего 29 году».
— 1730 г. Манифест Императрицы Анны Иоанновны
Об упразднении Верховного тайного совета и восстановлении Правительствующего Сената: «Повелеваем всем, кому о том ведати надлежит, как духовным, так и мирским военного и земского управления, вышним и нижним чинам, что мы Верховный тайный совет и Высокий Сенат отставили, а для правления определили Правительствующий Сенат, на таком основании, и в такой силе, как при дяде нашем, блаженной и вечно достойной памяти Петре Великом, императоре и самодержце Всероссийском был.
И во управлении поступать по должности, данной Сенату при Его ж Императорском Величестве и по Уложенью и указам, которому Правительствующему Сенату, всяк их указам да будет послушен, под жестоким наказанием или смертию, по вине смотря. И ежели оный Сенат чрез свое ныне пред Богом принесенное обещание и прежнюю в верности нам учиненную присягу неправедно что поступят в каком государственном или партикулярном деле и кто про то уведает, тот да возвестит нам, однако ж справясь с подлинным документом, понеже то будет пред нами суждено, и виноватый жестоко будет наказан. Анна».
— 1801 г. † Великая княгиня Александра Павловна
Великая княгиня, палатина венгерская, дочь Императора Павла I и его супруги Марии Федоровны. Родилась в Петербурге 29 июля 1783 г., была помолвлена с королем шведским Густавом IV Адольфом, который приехал в 1796 году в Петербург для свидания с невестой. Он был пленён её красотой и образованием и снискал, в свою очередь, и её расположение. Но брак этот расстроился в самый день обручения вследствие неловкости русских дипломатов, ведших переговоры о подробностях брачного договора и, главным образом, вследствие отказа шведов в ответ на требование русских, чтобы княжна сохранила православие.
Через три года после несчастного сватовства, разбившего сердце юной великой княжны, она в 1799 г вышла замуж за австрийского эрцгерцога Иосифа; в течение своего кратковременного замужества перенесла много огорчений от австрийского двора; скончалась от послеродовой горячки 4 марта 1801 года, на 9 день после родов (ее ребенок умер раньше).
— 1906 г. Указ Императора Николая II
Указ «О временных правилах об обществах и союзах». Этот документ развивал идеи Манифеста 17 октября 1905 г. и явился первым в истории Российской империи законодательным актом, допускавшим деятельность различных, в том числе и оппозиционных, политических образований.
Действия Правил распространялись на все общества и союзы как на организации представителей наемного труда, занятых в торговых и промышленных предприятиях, так и на владельцев предприятий (и те, и другие организации именовались профсоюзами). Запрещалось создание организаций, «угрожающих общественному спокойствию», и политических обществ, управляемых из-за границы.
— 1917 г. Падение монархии
4 марта, узнав о поступке своего брата, Государь заявил, что передумал и согласен на вступление на Престол Царевича Алексея при регентстве брата. Однако генерал Алексеев не отправил эту телеграмму Временному правительству, «чтобы не смущать умы», поскольку отречения уже были опубликованы. Об этом малоизвестном эпизоде писали полковники В.М.Пронин и Д.Н.Тихобразов, генерал А.И.Деникин, Г.М.Катков. Таким образом, на Государя нельзя возлагать вину за падение монархического строя и за нарушение клятвы Собора 1613 года. Не Царь передал решение о судьбе монархии на «многомятежную» волю Учредительного собрания — это сделали не имевшие на то права его брат Михаил, Кирилл и другие члены Династии, при шумном требовании «прогрессивной общественности» и молчаливом попустительстве выжидавшего народа. Разумеется, и на народ повлияла клеветническая кампания против Царя…
— 1917 г. Первое торжественное заседание Синода
Состоялось первое официальное тожественное заседание Синода после революции, на котором новый обер-прокурор Владимир Львов провозгласил «свободу Церкви». Из зала Синода было вынесено Императорское кресло.
Временное правительство через своего обер-прокурора декларировало предоставление Православной Российской Церкви полной свободы в управлении, сохранив за собой лишь право останавливать решения Синода, в чём-нибудь несоответствующие закону и нежелательные с политической точки зрения. Новый обер-прокурор Синода В.Н. Львов определил свои ближайшие задачи по отношению к церкви как создание дружелюбного отношения государства к церкви и как обеспечение взаимного невмешательства церкви и государства во внутренние дела друг друга.
— 1917 г. Призыв архиепископа Андроника
Архиепископ Пермский Андроник обратился с архипастырским призывом “Ко всем русским православным христианам”, в котором, изложив суть Высочайших “Актов” от 2 и 3 марта, охарактеризовал сложившуюся ситуацию в России как “междуцарствие”. Призвав всех оказывать всякое послушание Временному правительству, он сказал: “Будем умолять Его Всещедрого, да устроит Сам Он власть и мир на земле нашей, да не оставит Он нас надолго без Царя, как детей без матери. Да поможет Он нам, как триста лет назад нашим предкам, всем единодушно и воодушевлённо получить родного Царя от Него, Всеблагого Промыслителя”.
— 1917 г. Создание на Украине Центральной Рады
Создание на Украине Центральной Рады, после падения российской монархии. Почему-то этот украинский «парламент» не торопился с отделением от России. Так, в обращении «К украинскому народу» от 9 марта Центральная Рада призвала поддержать Временное правительство. Затем, 10 июня, она провозгласила лишь автономию Украины, а 3 июля решила перенести ее осуществление до созыва Всероссийского учредительного собрания. 7 ноября, после большевистского переворота, Центральная Рада объявила о создании украинского государства — но опять-таки в составе России. И лишь 11 января 1918 г., сразу же после разгона большевиками Учредительного собрания и по совету Германии, Рада провозгласила независимость Украины.
Германский канцлер Г. Михаэлис предостерегал (26.07.1917 г.): «Мы должны быть очень осторожны, чтобы литература, с помощью которой мы хотим усилить процесс распада России, не достигла прямо противоположного результата… украинцы все еще отвергают идею полного отделения от России. Открытое вмешательство с нашей стороны в пользу независимого украинского государства, несомненно, может использоваться противником с целью разоблачения существующих националистических течений как созданных Германией».
Советник германского посольства в Москве Рицлер подтверждал (04.06.1918 г.): «…любая идея независимости Украины сейчас выглядела бы фантазией, несмотря ни на что, живучесть единой русской души огромна».
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович