— 1498 г. Коронация внука Великого князя Ивана III Димитрия
Дмитрий-внук в неполные 15 лет был торжественно коронован великокняжеской короной в Успенском соборе Кремля. Дмитрий не имел отношения к греческой ветви династии. Тем не менее церемония в Кремле была проведена по обряду коронации византийских императоров. Как значится в летописи, «тое же зимы, февраля 4 день (1498 г.), в неделю о Мытаре и Фарисеи, на память преподобного отца Сидора Пелусийскаго, князь великий Иван Васильевич всеа Русии благословил и пожаловал великим княжением Володимерским и Московским и всеа Русии внука своего князя Дмитрея Ивановича. А посажение его беяше в церкви Пречистыя на Москве, по благословению Симона митрополита и архиепископа и епископ и всего священнаго сбора Русския митрополия, возложиша на него бармы Манамаховы и шапку; и осыпа князь Юрьи Иванович, дядя его, златом и серебром трижды пред Пречистою, и пред Архангелом, и пред Благовещением».
— 1610 г. Боярская измена
Бояре-предатели, ориентированные на Запад, заключили с Сигизмундом III договор, в котором признали русским царем польского королевича Владислава. Большинство же русских отвергли этот преступный договор.
— 1673 г. Указ царя Алексея Михайловича
Снарядить в Китай специальное посольство. Во главе этой миссии Алексей Михайлович поставил Николая Спефария. Его рекомендовал царю глава Посольского приказа А.С.Матвеев. По существу, это была первая попытка на официальном высоком уровне завязать дипломатические отношения с Китаем. Перед посольством также ставилась задача узаконить торговлю между подданными России и Китая.
— 1717 г. Напечатана книга «Юности честное зерцало…»
По распоряжению царя Петра I была переведена и издана книжка «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». По-видимому, манеры молодых россиян настолько расходились с правилами хорошего тона, что эта книжка только при Петре издавалась трижды и, в частности, рекомендовала: …в комнате или в церкви в платок громко не сморкаться и не чихать; за столом на стол не опираться, руками по столу не колобродить, ногами не мотать, перстов не облизывать, когтей не грызть, ножом зубов не чистить, голову не чесать над пищей, как свинья не чавкать, перстом носа не чистить… Книга была выпущена в «карманном» формате, что предполагало ее постоянное ношение. «Юности честное зерцало…» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. В 1717 г. книга была выпущена еще дважды, в 1719 г. вышла уже четвёртым изданием, и неоднократно переиздавалась вплоть до конца XIX в.
— 1728 г. Петр II вступил в Москву для коронования
4 февраля, сопровождаемый толпами ликующего народа, Петр II вступил в Москву. Император со своей любимой сестрой Натальей Алексеевной и теткой Елизаветой Петровной — молодой красавицей, в которую юный Петр был влюблен, обосновался в Кремлевском дворце. Вскоре Петр II отправился на богомолье в Троице-Сергиев монастырь.
- 1810 г. † Досифея
В миру принцесса Августа Тараканова, старица, инокиня Московского Ивановского женского монастыря. Дочь Императрицы Елизаветы Петровны от тайного, но законного брака ее с гр. Алексеем Григорьевичем Разумовским. До 1785 г. жила за границей. Получила блестящее образование. Находилась в роскоши и почете, окруженная большим штатом прислуги. Однако за границей стало известно о ее происхождении. Из-за опасений Императрицы Екатерины II, что дочерью Елизаветы Петровны могут воспользоваться враги России для организации здесь новых смут, было дано тайное распоряжение: силой или хитростью доставить принцессу в Россию. В 1785 г. она была привезена в Петербург и представлена Императрице. После продолжительной и откровенной беседы с Императрицей Екатериной II кн. Тараканова дала вынужденное согласие уйти в монастырь. Местом ее заточения стал Иоанновский монастырь в Москве. Ее постригли в монахини с именем Досифея. Она постоянно жила в 2 небольших каменных одноэтажных кельях с окнами во двор монастыря. Кроме игуменьи, духовника и келейницы к ней никто не мог войти. Окна были постоянно задернуты занавесками. Досифею не пускали ни в общую церковь, ни на трапезу. Долгие годы проводила она в постах, молитвах и чтении священных книг. За годы затвора и молитвенных подвигов старица приобрела особый дар духовной прозорливости, а народ, узнав о ее благочестивой жизни, прославил инокиню. После смерти Екатерины II Досифея стала пользоваться большей свободой и получила возможность принимать в своей келье богомольцев, просивших ее советов и молитв. В пору выбора жизненного пути за наставлением к ней обратились, напр., братья Путиловы (в будущем о. Моисей Оптинский и Исаия, игум. Саровский). Хорошо знавший Досифею известный московский старец Филарет (Ф.Н.Пуляшкин) говорил: «Много, много перенесла она в жизни. И ее терпение да послужит нам добрым примером». Затворница Досифея скончалась 64 лет и погребена в Новоспасском монастыре — у восточной монастырской ограды, на левой стороне у колокольни. На ее отпевание пришли старые екатерининские вельможи. Над могилой старицы Досифеи в 1907 г. воздвигнута изящная металлическая часовня-памятник.
- 1905 г. † Убиение Великого князя Сергея Александровича Романова
Великий князь был пятым сыном Императора Александра II, дядей Царя-мученика, супругом прпмц. Великой княгини Елисаветы Феодоровны. 4 февраля взрывом бомбы эсера-террориста Каляева был убит Великий князь Сергей Александрович, которого так же, как и Вел. кн. Владимира Александровича, революционные круги считали главою «партии сопротивления». Великий князь Сергей Александрович, много лет занимавший пост московского генерал-губернатора, действительно был человеком твердых консервативных воззрений, способный в то же время и на смелую инициативу. Только благодаря его поддержке главе Особого отдела Департамента полиции Сергею Васильевичу Зубатову удалось организовать свои монархические рабочие союзы в Москве. Смерть Великого князя была тяжелым ударом для русской власти.
Убит террористом эсеровской партии, существовавшей на деньги иностранных разведок. Смерть Великого князя была тяжелым ударом для царской власти. Террористы, готовили покушение и на Государя, который поэтому лишен был возможности прибыть в Москву на похороны своего дяди: слишком много в эти смутные дни зависело от Его жизни: наследнику не было года, а брат Государя был еще молод и стоял далеко от государственных дел… Мученическая кончина Великого князя Сергия открывает век святых мучеников. Отпевал Великого князя будущий священномученик митрополит Владимир (Богоявленский). Отец Митрофан Сребрянский (будущий преподобноисповедник Сергий) назвал Великого князя «новым мучеником царствующего дома, мучеником за правду», а будущий священномученик Иоанн Восторгов — «мучеником долга». Многие будущие новые мученики свидетельствовали в эти дни, что великий князь Сергий знал об угрожающей ему смерти, но ни за что не хотел уступить врагам Православия и России. После убийства Великого князя Сергия Александровича архимандрит Анастасий (Грибановский) сказал, что злодеи хотели запятнать Кремль царственной кровью, но лишь «создали новый опорный камень для любви к Отечеству», дали «Москве и всей России нового молитвенника». К нашему великому стыду в России до сих пор во многих городах есть улицы посвященные негодяю и убийце, террористу Каляеву.
— 1909 г. † Великий князь Владимир Александрович Романов
Третий сын Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны. Генерал от инфантерии, генерал-адъютант. 9 января 1905 г. отдал приказ о пресечении беспорядков в С.-Петербурге. В октябре 1905 г. вышел в отставку с поста главнокомандующего в знак протеста против увольнения и высылки его старшего сына Великого князя Кирилла Владимировича в связи с вступлением в брак, не одобренный Императором Николаем II.
— 1913 г. Распоряжение Святейшего Синода
Определением от 4 февраля 1913 года Святейший Синод сделал распоряжение, чтобы во всех храмах Империи на торжественном молебствии 21 февраля, в день 300-летия Дома Романовых, вместо положенной молитвы «Боже великий и дивный», по возглашении диаконом «Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся», была прочитана специально составленная молитва, начинавшаяся словами «Крепость даяй царем нашым Господи и рог помазанных Твоих возносяй!»
— 1913 г. † Анастасия Дмитриевна Вяльцева
Русская певица. Популярность Вяльцевой в начале XX века была огромна, ее называли «чайкой русской эстрады» и «русской Золушкой», превратившейся из простой горничной в одну из самых богатых и известных женщин России. Концерты «несравненной» исполнительницы романсов всегда вызывали шумный успех, а граммофонные пластинки с ее записями выходили огромными тиражами. Концерты в Курзале Сестрорецкого курорта (1500 мест) проходили при аншлаге. В начале 1913 года по Петербургу разнеслось известие о том, что Вяльцева заболела раком крови. Сводки о состоянии ее здоровья вывешивали на газетных киосках; муж с 1904 г. (конногвардейский офицер Василий Бискупский), несмотря на тяжелое ранение, перенесенное в Русско-японскую войну, стал донором при переливании крови, но ничего не помогло. В возрасте 42 лет Вяльцева скончалась. Могила Вяльцевой находится на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
— 1925 г. † Никодим Павлович Кондаков
Православный искусствовед и историк искусства, и археолог. В 1901 г. Кондаков был одним из 40 членов-учредителей старейшей монархической организации — Русского Собрания. На первом заседании был избран в состав Совета Русского Собрания, но отказался в связи с большой загруженностью научной и педагогической деятельностью. С 1917 г. Кондаков жил в Одессе, с 1918 г. в Ялте. В 1920 г. эмигрировал в Константинополь, затем — в Софию (Болгария). В 1920—1922 гг. — профессор Софийского университета. В 1922г. переехал в Прагу (Чехословакия), где преподавал в Карловом университете до своей смерти в 1925 г. Похоронен на Ольшанском кладбище.
— 1950 г. † Серафима Берюлевская
В миру Серафима Ильинична Ушакова, схимонахиня. Родилась в г. Кашине в дворянской семье. Когда пришло время выходить замуж, она решила всю ночь молиться Богу, чтобы получить вразумление — быть браку или монастырю. Видимо, Господу было угодно второе, потому что рано утром Серафима Ильинична уехала в Филимоновский Князе-Владимирский монастырь. Городской барышне назначили послушание — носить воду от колодца в низине к кельям в гору. Через 5 лет — собирать грибы и делать др. заготовки. Однажды зимой она сильно заболела. С высокой температурой, без сознания ее повезли к врачу. В дороге сани встряхнуло, и больная выпала. Ее нашли не сразу, совершенно замерзшую, обмороженную. С тех пор руки и ноги у нее остались скрюченными, а тело покрылось язвами. В конце ноября 1928 г. монастырь закрыли, схимонахиню Серафиму вынесли прямо на кровати на улицу. Она сильно простудилась и осталась навсегда парализованной. Хозяевам и соседям не понравилась новая постоялица. Однажды они даже увезли ее и бросили далеко в лесу, но келейница сумела отыскать матушку. Схимонахиня Серафима обладала даром прозорливости и исцеления, люди из Москвы и др. мест потоками ехали к ней за духовным наставлением и молитвенной помощью. Схимонахиня Серафима умерла на Прощеное Воскресенье, и по смерти у нее расправились руки и ноги. Перед кончиной она сказала настоятелю Бирюлевского храма, что после смерти молитва у ее могилы будет помогать больным. Когда гроб выносили из дома, все увидели на небе огромный огненный крест.
— 1998 г. Милость Божия
Явление и обретение иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской «на двух мечах»), в Святой Земле, г. Иерусалиме, владивостокским паломникам. В 1998 г. в Иерусалиме паломники из Владивостока зашли в антикварный магазин и были изумлены — там была выставлена икона Порт-Артурской Божьей Матери, проведенная экспертиза показала, что это не современный список, одолжив деньги у монахинь Горненского монастыря, они выкупили икону. После реставрации она вернулась во Владивосток и Крестным ходом прошла по городу. В 2003 г., через 100 лет, все же был исполнен завет Богородицы, в Порт-Артуре у могилы русских воинов оборонявших крепость, был разрешен крестный ход в поминовение усопших, на киоту надгробного креста, на место разобранной иконы Казанской Божьей матери поставили маленький список Порт-Артурской Божьей Матери и отслужили небольшой молебен о спасении России. И как по волшебству, в разных городах России стали находиться старинные списки с иконы, а во Владивостоке замироточила икона св. Параскевы. На сегодняшний день уже известно 7 или 8 списков в разных городах.
Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» почитаема как чудотворная, празднования в ее честь проводятся 29 августа в день «Третьего Спаса». Во Владивостоке ее можно увидеть в храме «Покрова Пресвятой Богородицы» в Покровском парке.
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович