— 1407 г. † Преподобный Савва Сторожевский
Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец, приобрел столь глубокую духовную мудрость, что еще в монастыре прп. Сергия Радонежского был духовником всего братства. Основал монастырь близ Звенигорода, носящий ныне его имя. С прп. Саввою связано множество чудес, в числе которых особенно примечательно его явление французскому маршалу Эжену Богарне, пасынку Наполеона, в дни осквернения французами Москвы в 1812 году. Богарне не стал разорять, по просьбе явившемуся ему старца, этот подмосковный монастырь. В результате маршал Богарне стал единственным среди наполеоновских военачальников оставшимся в живых (согласно предсказанию прп. Саввы).
Преставился подвижник в глубокой старости, и сразу же началось его местное почитание. Особенно чтил его Царь Алексей Михайлович, неоднократно ходивший пешком на поклонение мощам святого и заботившийся о его обители. После 1917 г. мощи св. Саввы были изъяты безбожниками и, как многие полагали, пропали навсегда. Однако впоследствии оказалось, что более 60 лет святые мощи хранились в благочестивой семье московского архитектора Михаила Успенского. В 1985 г. они были переданы в Свято-Данилов монастырь, а затем перенесены крестным ходом в обитель св. Саввы.
- 1533 г. † Великий князь Василий III
Княжил с 1505 г. по 1533 г. Умер, едва достигнув 54 лет. Перед смертью благословил на Великое княжение 3 летнего Иоанна. 1517 г. “Папа хочет великого князя и всех людей Русской земли принять в единение с римскою Церковью, не умаляя и не переменяя их добрых обычаев и законов, хочет только подкрепить эти обычаи и законы и грамотою апостольской утвердить и благословить,—поручил сказать великому князю папа Лев Х через посла, магистра Альбрехта Прусского,— Церковь греческая не имеет главы; патриарх константинопольский в турецких руках; папа знает, что на Москве есть духовнейший митрополит, хочет его возвысить, сделать патриархом, как был прежде константинопольский, и яснейшего царя всея Руси хочет короновать христианским царем. При этом папа не желает себе никакого прибытка, хочет только хвалы Божией и соединения христиан”. “Государь наш с папой хочет быть в дружбе и согласии, но, как прежде государь наш с Божией волею от прародителей своих закон греческий держал крепко, так и теперь с Божией волею закон свой держать крепко хочет”,— так приказал Василий III ответить послам папы. Василий III Иоаннович, носит в истории название «последнего собирателя Русской земли», т. к. совершенно уничтожил удельную систему и соединил все области под своею единодержавною властью. Поняв, что пора прощаться с жизнью земной, Василий III просит духовенство постричь его в монахи и похоронить не в белой княжеской, а в черной монашеской одежде. После пострига Великий князь был наречен именем Варлаам. Услышав свое новое иноческое имя, князь умер, умиротворенный. Похороны состоялись 5 декабря. Тело его погребено в московском Архангельском соборе, усыпальнице предков, который построил в год своей смерти его отец Иван III. Великий князь Василий III был женат дважды: 1) на Соломонии Юрьевне Сабуровой (в иночестве София); 2) на княжне Елене Васильевне Глинской — и имел от второго брака двух сыновей, из которых старший именовался впоследствии царем Иваном Грозным.
— 1533 г. Иоанн Васильевич стал Великим князем
На престол взошел Московский Великий князь Иоанн IV Васильевич Грозный.
— 1549 г. Поход на Казань
Царь Иоанн Грозный выступил из Москвы в поход на Казань. Прибыв во Владимир, царь Иоанн вызвал к себе митрополита. Здесь Макарий благословил Государя на земское дело, благословил войско и убеждал всех бояр, воевод, князей и прочих ратников, чтобы они, возложив надежду на Бога и Его святых угодников, с усердием послужили Государю за святые церкви и православное христианство. Забыли всякую гордость, всякую рознь и местничество, а связуясь взаимною любовью, мужественно постояли против врагов отечества. Пред основанием в стране Казанской города Свияжска, Иоанн просил благословения и молитв митрополита. Митрополит, благословляя его, сказал, что долг Государя — подвизаться за вверенный ему от Бога народ и за благочестие, а долг пастырей Церкви — молиться о ниспослании Государю помощи от Бога.
- 1564 г. Царь Иоанн IV покидает Москву
С наступлением зимы 1564 г. Царь Иван Васильевич стал готовиться к отъезду из Москвы. Он посещал столичные церкви и монастыри и усердно молился в них. К величайшему неудовольствию церковных властей он велел собрать и свезти в Кремль самые почитаемые иконы и прочую “святость”. В воскресенье, 3 декабря, Грозный присутствовал на богослужении в кремлевском Успенском соборе. После окончания службы он простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными гостями. На площади перед Кремлем уже стояли вереницы нагруженных повозок под охраной нескольких сот вооруженных дворян. Царская семья покинула столицу, увозя с собой все свои иконы и драгоценности и приказав также людям своего двора выезжать семьями и имуществом. Выехал из Москвы Царь в Александровскую слободу и ровно через месяц прислал в Москву две грамоты: в одной жаловался на вельмож и на духовенство, которое заступается за вельмож, не дает Царю наказывать их за дурные дела, вследствие чего Царь оставил свое государство и поехал где-нибудь поселиться. В другой грамоте, написанной к купцам и ко всем остальным жителям Москвы, Царь писал, чтоб они ничего не опасались, гнева и опалы на них никакой нет. Когда эти грамоты были прочтены, то народ пришел в отчаяние: как ему остаться без Царя? Кто защитит его от врагов? Все начали упрашивать митрополита, чтоб уговорил Иоанна не покидать государства, а за изменников они не стоят и сами их истребят, пусть Государь правит как ему угодно. К этому времени относится основание Иваном IV опричного войска.
— 1897 г. Возвращение в Порт-Артур
Русские военные суда вошли в Порт-Артур и Талиенван — те самые гавани на Ляодунском полуострове, которые были отняты у Японии за два с половиной года перед тем.
— 1928 г. † Дмитрий Петрович Голицын
Князь, тайный советник, член Государственного Совета, писатель (литературный псевдоним Муравлин), один из учредителей и первый председатель Совета Русского Собрания (РС). Родился 6.12.1860 г., в Висбадене, в Германии, представитель древнего княжеского рода. В 1881 г. окончил Императорский Александровский лицей. Член Совета Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, член-директор Литературно-художественного общества. В январе 1901 г. избран председателем Совета РС; эту должность занимал до марта 1906 г. Первый почетный член РС. Почетный председатель Первого Всероссийского Съезда Русских Людей в Петербурге 8—12 февраля 1906 г. В апреле 1912 г. назначен членом Государственного Совета, входил в правую группу. В 1920 г. бежал из советской России, жил в Венгрии. В 1921 г. был представителем Высшего Монархического Совета в Венгрии, но вскоре отошел от политической деятельности, продолжая лишь печататься в монархических изданиях. Выход для монархистов видел, прежде всего, в сохранении Православия и в уповании на милость Божию. Князь Голицын был одним из наиболее активных авторов журнала «Двуглавый орел», где публиковал свои статьи и стихотворения. С верой в грядущее возрождение Отечества он написал в предсмертном стихотворении «День настанет»: «Я дошел, пойдут другие дале, / Я могу, им указавши путь, / Отдохнуть, / Пусть они спешат к пресветлой дали, / Чтоб Руси величие вернуть».
Скончался в Венгрии, в г. Вышеград.
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович