— 1533 г. † Великий князь Василий III
Княжил с 1505 г. по 1533 г.
Умер, едва достигнув 54 лет. Перед смертью благословил на Великое княжение 3 летнего Иоанна.
1517 г. “Папа хочет великого князя и всех людей Русской земли принять в единение с римскою Церковью, не умаляя и не переменяя их добрых обычаев и законов, хочет только подкрепить эти обычаи и законы и грамотою апостольской утвердить и благословить, — поручил сказать великому князю папа Лев Х через посла, магистра Альбрехта Прусского, — Церковь греческая не имеет главы; патриарх константинопольский в турецких руках; папа знает, что на Москве есть духовнейший митрополит, хочет его возвысить, сделать патриархом, как был прежде константинопольский, и яснейшего царя всея Руси хочет короновать христианским царем. При этом папа не желает себе никакого прибытка, хочет только хвалы Божией и соединения христиан”.
“Государь наш с папой хочет быть в дружбе и согласии, но, как прежде государь наш с Божией волею от прародителей своих закон греческий держал крепко, так и теперь с Божией волею закон свой держать крепко хочет”,— так приказал Василий III ответить послам папы.
Василий III Иоаннович, носит в истории название «последнего собирателя Русской земли», т. к. совершенно уничтожил удельную систему и соединил все области под своею единодержавною властью. Поняв, что пора прощаться с жизнью земной, Василий III просит духовенство постричь его в монахи и похоронить не в белой княжеской, а в черной монашеской одежде. После пострига Великий князь был наречен именем Варлаам. Услышав свое новое иноческое имя, князь умер, умиротворенный. Похороны состоялись 5 декабря. Тело его погребено в московском Архангельском соборе, усыпальнице предков, который построил в год своей смерти его отец Иван III.
Великий князь Василий III был женат дважды: 1) на Соломонии Юрьевне Сабуровой (в иночестве София); 2) на княжне Елене Васильевне Глинской — и имел от второго брака двух сыновей, из которых старший именовался впоследствии Царем Иваном Грозным.
— 1533 г. Иоанн Васильевич стал Великим князем
На престол взошел Московский Великий князь Иоанн IV Васильевич Грозный.
- 1549 г. Поход на Казань
Царь Иоанн Грозный выступил из Москвы в поход на Казань.
Прибыв во Владимир, Царь Иоанн вызвал к себе митрополита. Здесь Макарий благословил Государя на земское дело, благословил войско и убеждал всех бояр, воевод, князей и прочих ратников, чтобы они, возложив надежду на Бога и Его святых угодников, с усердием послужили Государю за святые церкви и православное христианство. Забыли всякую гордость, всякую рознь и местничество, а связуясь взаимною любовью, мужественно постояли против врагов отечества.
Пред основанием в стране Казанской города Свияжска, Иоанн просил благословения и молитв митрополита. Митрополит, благословляя его, сказал, что долг Государя — подвизаться за вверенный ему от Бога народ и за благочестие, а долг пастырей Церкви — молиться о ниспослании Государю помощи от Бога.
- 1564 г. Царь Иоанн IV покидает Москву
С наступлением зимы 1564 г. Царь Иван Васильевич стал готовиться к отъезду из Москвы. Он посещал столичные церкви и монастыри и усердно молился в них. К величайшему неудовольствию церковных властей он велел собрать и свезти в Кремль самые почитаемые иконы и прочую “святость”.
В воскресенье, 3 декабря, Грозный присутствовал на богослужении в кремлевском Успенском соборе. После окончания службы он простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными гостями. На площади перед Кремлем уже стояли вереницы нагруженных повозок под охраной нескольких сот вооруженных дворян. Царская семья покинула столицу, увозя с собой все свои иконы и драгоценности и приказав также людям своего двора выезжать семьями и имуществом.
Выехал из Москвы Царь в Александровскую слободу и ровно через месяц прислал в Москву две грамоты: в одной жаловался на вельмож и на духовенство, которое заступается за вельмож, не дает Царю наказывать их за дурные дела, вследствие чего Царь оставил свое государство и поехал где-нибудь поселиться. В другой грамоте, написанной к купцам и ко всем остальным жителям Москвы, Царь писал, чтоб они ничего не опасались, гнева и опалы на них никакой нет. Когда эти грамоты были прочтены, то народ пришел в отчаяние: как ему остаться без Царя? Кто защитит его от врагов?
Все начали упрашивать митрополита, чтоб уговорил Иоанна не покидать государства, а за изменников они не стоят и сами их истребят, пусть Государь правит как ему угодно.
К этому времени относится основание Иваном IV опричного войска.
- 1897 г. Возвращение в Порт-Артур
Русские военные суда вошли в Порт-Артур и Талиенван — те самые гавани на Ляодунском полуострове, которые были отняты у Японии за два с половиной года перед тем.
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович