— Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла
Апостолы, совершенно непохожие в начале своей жизни: один –простой рыбак, другой –премудрый ученый; один из призванных самыми первыми за свою глубокую веру, другой — из гонителей Христа, призванный Самим Господом. Разными путями придя к Истине, они стали наиболее почитаемыми, за что Церковь именует апостолов Петра и Павла первоверховными. Это в назидание нам: пути к Господу различны, но суть одна – Служение и Любовь. Каждый из апостолов имел свои особенности служения, среди них Господом не было установлено иерархии подчинения, которую потом выдумали католики, наделив особым статусом апостола Петра и превратив затем эту выдумку в догмат «непогрешимости» папы Римского. Оба апостола показывают нам в своей земной жизни человеческие слабости и несовершенства (безгрешных людей нет) и возможность их преодоления с Божией помощью жертвенным служением Господу.
— 626 г. Первый морской поход русов на Царьград
Племена славян — русов вместе с аварами в 626 году предприняли рискованное морское плавание: грандиозный поход на Царьград в ладьях-однодеревках. 29 июня 626 г. к стенам Константинополя подступил с войском аварский каган. По Пасхальной хронике это был первый отряд аваров, состоявший из 30 тыс. воинов. Долгое время авары не начинали против греков никаких военных действий, хотя большая союзная персидская армия ожидала их начала. Вероятнее всего, каган ожидал славян, и не тех, что жили на Балканском полуострове или за Дунаем, а славян — русов, прибывших на ладьях-однодеревках (моноксилах) вместе со своими семьями. Прибывшие русы воевали и под стенами Константинополя, и на море. Пешие славянские воины были вооружены копьями и одеты в латы. Славяне-моряки имели однодеревки-ладьи, выдолбленные из одного дерева. 3 августа они двинулись к азиатскому берегу, чтобы привезти на помощь персов, но на следующий день утром были потоплены греками. Многие известные историки, по свидетельству Я.Е.Боровского, говоря об осаде Константинополя в 626 году, называют ее «русским походом». Такого мнения был уже ИоаникийГалятовский, который еще в 1665 году писал, что Царьград спасен от русских в 626 году при патриархе Сергии (русскими считает союзников аваров также известный историк Э. Гиббон). И.Я.Франко, рассматривая летописное предание об основании Киева, связывал поход Полянского князя Кия с осадой Константинополя 626 года. Ввиду крупного военного поражения аваров некоторые славянские племена освободилось от аварской власти.
— 1174 г. † Благоверный великий князь Андрей Боголюбский
Князь Владимиро-Суздальский с 1157 г., внук Владимира Мономаха, сын основателя Москвы Юрия Долгорукого, который и посадил Андрея князем в Вышгороде (под Киевом). Князь Андрей покинул Вышгород в 1155 г., ушел на север и обосновался во Владимире. Туда же постепенно переходит и Духовный центр, перевозятся чудотворные иконы, основываются новые монастыри. В 1155 г. из великокняжеской резиденции в Вышгороде под Киевом во Владимир перевозится величайшая святыня русского народа — Чудотворная икона Богородицы, впоследствии получившая название Владимирской. После смерти отца (1157 г.) стал князем владимирским, ростовским и суздальским. Андрей Боголюбский пытался объединить под своей властью русские земли. С 1159 г. упорно боролся за подчинение своей власти Новгорода. В 1169 г. войска Андрея Боголюбского взяли Киев. Андрей Боголюбский добился права получать дань с населения Двинской земли. Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей перенёс столицу во Владимир, укрепил его и построил великолепный Успенский собор и другие церкви, и монастыри. В это же время под Владимиром вырос укрепленный княжеский замок Боголюбово — любимая резиденция Андрея, по названию которой он и получил прозвище. В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло большого могущества и стало сильнейшим на Руси. Андрей Боголюбский стремился освободиться от византийского влияния. Он, в частности, приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя были учреждены праздники Спаса (1 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября).
Князь Андрей глубоко почитал память св. великомучеников Бориса и Глеба. Как самые дорогие святыни он хранил шапку Бориса и меч Глеба, который висел у его изголовья. В честь святого мученика Глеба Андрей назвал своего сына. Старший сын, названный в честь деда Юрием, был женат на грузинской царевне Тамаре (1180 г.). Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами вызвали жидовский заговор против Великого князя Андрея, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. был зверски убит.
— 1472 г. Невеста Великого князя Иоанна III Софья Фоминична выехала из Рима в Россию
Вместе с ней в Россию ехало ее приданое, включавшее (помимо множества материальных ценностей и украшений) огромную «библиотеку» – греческие «пергамены», латинские хронографы, древнееврейские манускрипты, вошедшие позже, по всей видимости, в библиотеку Ивана Грозного. Множество повозок с приданым сопровождал папский легат Антоний, облаченный в красное кардинальское платье. Он вез с собой четырехконечный католический крест как знак надежды на обращение русского князя в католичество. Крест у Антония при въезде в Москву отобрали по приказу митрополита Филиппа, не одобрявшего этот брак.
— 1561 г. Завершено строительство Покровского собора
По указу царя Иоанна IV, к 9-летию взятия Казани в Москве завершено строительство Покровского собора — храма Василия Блаженного. Шедевр русской архитектуры и символ Москвы и России построен за шесть лет гениальными русскими зодчими Бармой и Постником.
— 1642 г. Полковой праздник гренадеров
В день свв. апостолов Петра и Павла установлен Полковой праздник 13-го лейб-гренадерского Эриванского Царя Михаила Федоровича пехотного полка Российской Императорской армии.
— 1672 г. Крещение Петра I
Был крещен патриархом Питиримом в Чудовом монастыре. Считается, что крещение царевича Петра Алексеевича было специально приурочено ко дню памяти апостолов Петра и Павла, в канун праздника которых был убит Великий князь Андрей Боголюбский.
— 1703 г. Заложена церковь Петра и Павла
По велению царя Петра I в центре крепости Санкт-Петербург на Заячьем острове заложена деревянная церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла. 14 апреля 1704 г. она была достроена и освящена во имясвв. апп. Петра и Павла. По воспоминаниям современников она была «видом крестообразная и о трех шпицах, на которых по воскресеньям и праздничным дням подымали вымпелы, расписана была под каменный вид желтым мрамором». В 1712 году, когда Петербург становится столицей Российской Империи, на ее месте началось возведение каменного Петропавловского собора по проекту архитектора Доменико Трезини. Собор был торжественно освящен 9 июля1733 года.
— 1771 г. День освобождения Тавриды от османского ига
2-я 27-тысячная русская армия под командованием князя Василия Михайловича Долгорукова разбила 90-тысячную турецкую армию при Кафе (Крым) и взяла столицу Кафского вилайета – город Феодосию (Кафу). Кафа являлась административным центром турецкого владычества в Тавриде и крупнейшим очагом работорговли в Северном Причерноморье. «Миллионы русичей были угнаны в плен и проданы в рабство на невольничьем рынке Кафы. И в 1771 году, этой варварской преступной деятельности был положен конец». За успешный крымский поход Императрица Екатерина II пожаловала Долгорукову орден святого Георгия Iстепени (он получил его четвертым — после П. Румянцева, А. Орлова и П. Панина), шпагу с алмазами и почетную приставку к фамилии — «Крымский».
— 1904 г. Исчезновение Казанской иконы Божией Матери
Исчезновение в граде Казани величайшей святыни — Казанской иконы Божией Матери. Ночью несколько святотатцев забрались в соборный храм в честь Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря в Казани и похитили чудотворный образ. Вскоре грабители были найдены, но великая святыня безследно исчезла. Священномученик прот. Иоанн Восторгов в 1905 г. в проповеди сокрушался: «Вот, украли и уничтожили всенародную чтимую вековую святыню. Что же, нашли ее? Заговорил ли народ? Потрясло ли его это преступление гневом, горестью и предчувствием кары небесной? Нет, казалось порою, что дело идет как бы о простой пропаже, и самую Церковь обвинили в плохом сбережении святыни…»
— 1912 г. Закладка порта в Ревеле
Состоялась закладка порта Императора Петра Великого в Ревеле, на котором присутствовал Император Николай II и морской министр И. Григорович. В этот же день на заседании Городской Думы Ревеля Иван Константинович Григорович был избран Почетным гражданином этого города. Вот подлинный документ тех времен: «№ 1114. Яхта «Штандарт», Ревельский рейд, 29-го июня 1912 года. В 29-й день июня 1912 года МНОЮ произведена закладка военного порта в Ревеле, наименованного портом Императора Петра Великого и долженствующего служить столь необходимой базой для воссоздаваемого Балтийского флота. Как бы ни был искусно сооружен новый оплот наших вооруженных сил на побережье Балтийского моря, неприступность его будет покоиться первейшим образом на крепости духа тех чинов флота, на долю коих, в годину грозных испытаний, выпадет задача, в сознании священного долга пред Родиной, противопоставить нападению врага непоколебимую воинскую доблесть. Два века тому назад Император Петр Великий, велением которого была сооружена первая морская база в Кронштадте, завещал флоту оборонять этот порт «до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело». В заботах о надлежащем развитии и укреплении морских вооруженных сил на Балтийском море, Я твердо верю, что личный состав любезного сердцу МОЕМУ флота объединен стремлением свято хранить завет Державного своего Основателя, и тщательно готовится к выполнению великой задачи, определяющей собой причину его бытия. Это стремление дает МНЕ уверенность, что, в осуществлении возлагаемой МНОЮ на Балтийский флот обороны, он будет неуклонно следовать примерам доблестных своих предков, стяжавших Андреевскому флагу на водах Финского залива и Ревельского рейда неувядаемую славу.
На подлинном собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою написано: «Николай».
— 1914 г. Покушение на убийство Григория Ефимовича Распутина
Покушение на убийство Григория Ефимовича Распутина произошло в селе Покровском в три часа дня 29 июня 1914 года. Через несколько часов исправник Скатов направляет прямо в Петербург в департамент полиции телеграмму: «Петербург, департамент полиции. Три часа дня 29 июня Покровском Григорию Ефимовичу Распутину Новому, вернувшемуся Петербурга вечером накануне, улице, около его дома, куда он вышел послать телеграмму, нанесена рана живот кинжалом сызранской мещанкой Хионией Кузьминой Гусевой, 33 лет, проживающей Царицыне… Гусева задержана, преступлении созналась, заявив, приехала Покровское убить Распутина Нового религиозным побуждениям, участников не было, Гусева их тоже отрицает, проверка подозрительных Покровском более нет, здесь оказался петербургский корреспондент газеты Курьер крещеный еврей мещанин Киевской (губернии) Вениамин Борисович ДУВИДЗОН… без паспорта удостоверения метрикой причта церкви Виленского Воспитательного дома крещение телеграммой курьера запросил Петербургское сыскное отделение личности Дувидзона. Пострадавшему сделана операция. Наблюдает врач, рана порядочная, положение пока неопределенное. Исправник СКАТОВ «.
— 1914 г. Борьба с пьянством
Вышел Закон «О пособии обществу «Первая Российская Сергиевская школа трезвости», одобренный Государственным Советом и Государственной думой. В соответствии с этим законом Первой Российской Сергиевской школе трезвости в 1914 г. было отпущено 25 тыс. руб. для строительства второго корпуса. Начиная с 1915 г. предписывалось в течение двух лет ежегодно выделять из средств государственного казначейства по 22 тыс. руб. на пропаганду трезвого дела в школе. Как известно, тогда это были большие деньги. Корова в то время стоила 5–7 руб.
— 1918 г. Подготовка к злодеянию
В Екатеринбург вернулся Шая Голощекин с полномочиями привести смертный приговор Царской семье в исполнение. В тот же день он сообщил в исполкоме Уральского совета «об отношении центральной власти к расстрелу Романовых». Исполком утвердил решение Москвы. О том, что необходимо готовиться к убийству Императора Николая II, Голощекин сообщил Юровскому. 15 июля Юровский приступил к подготовке убийства.
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович