— V в. † Роман Чудотворец
Преподобный (V в.), празднуется согласно «Сказанию о святых». Святой преподобный Роман родился в городе Росе и подвизался в окрестностях Антиохии, стяжав благодатные дары прозорливости и исцелений. По его молитвам, Господь даровал многим бесплодным женщинам радость материнства. Святой Роман был строгим постником, под власяницей носил тяжелые вериги. Много лет прожил святой в затворе, не разжигая огня. Достигнув глубокой старости, он с миром отошел ко Господу (V). Русские люди молились св. Роману об «избавлении от безплодства и безчадия» и при трудных родах.
— 1281 г. † Митрополит Кирилл III
Митрополит Киевский и всея Руси, русский по происхождению. Был избран на кафедру Вел. кн. Галицким Даниилом Романовичем и в 1250 г. утвержден Константинопольским Патриархом. Кирилл долгое время сохранял за собой Владимирскую епархию, оставшуюся без епископа после убитого татарами Митрофана (1238 г.), и только в 1274 г. назначил туда Серапиона. Перенесение центра народной и государственной жизни из пришедшего в упадок Киева в Северо-Восточную Русь и стремление восстановить порядок в церковной жизни побуждали энергичного митрополита постоянно посещать Север. Кирилл сумел заслужить доверие у русских князей и даже у татар, которые благодаря Кириллу освободили Русскую Церковь от дани. За время своего правления несколько раз объезжал все епархии, желая восстановить всюду порядок, нарушенный татарским нашествием и враждой князей. У татар он добился даже разрешения учредить православную епархию в Сарае. Для решения некоторых церковных дел Кирилл собрал Владимирский Собор в 1274 г., результатом чего явились 12 правил, касающихся посвящения священнослужителей, беспорядков при совершении литургии, таинств миропомазания, крещения, «бесчинно живущих» священников, бесчинных народных игр в праздники и других вопросов церковно-общественной жизни. Умер в городе Переяславле, но тело его, принесенное сначала во Владимир, отправлено было потом в Киев и там погребено в кафедральном Софийском соборе.
— 1392 г. † Святитель Иаков, епископ Ростовский
Принял постриг в Копырском на реке Ухтоме монастыре, в 80 километрах от Ростова. Долгое время он был игуменом этого монастыря, а в 1385 году поставлен епископом Ростовским при митрополите Пимене и великом князе Димитрии Донском. Защищая осужденную на казнь женщину, святитель, следуя примеру Спасителя, велел бросить в нее первый камень тому, кто считает себя безгрешным, и отправил женщину на покаяние. Князь и ростовские бояре, недовольные епископским судом, изгнали святого Иакова из Ростова. Выйдя из города, святитель подошел к озеру Неро, разостлал на воде свою святительскую мантию, и, осенив себя крестным знамением, поплыл на ней, как в лодке, управляемый благодатью Божией. Удалившись от города версты на полторы, святитель Иаков вышел на берег у места будущего монастыря. Князь и народ, раскаявшись, просили прощения у святителя. Кроткий епископ простил их, но обратно не вернулся. На берегу озера Неро он поставил себе келию и построил небольшую церковь в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, положив начало Зачатьевскому Иаковлевскому монастырю. Скончался святитель Иаков здесь же 27 ноября 1392 года.
— 1637 г. Празднование икон Божией Матери Знамение
Икон Божией Матери Знамение: Курской-Коренной (1295 г.), Абалацкой (1637 г.), Верхнетагильской (1753 г.), Царско-Сельской, Серафимо-Понетаевской (1879 г.) и именумой «Корчемная» (VIII в.). Икона Божией Матери «Знамение» — одна из древних родовых икон у бояр Романовых. Перед нею молились прадеды, деды и родители первого Царя этого Рода — Михаила Феодоровича. С просьбой умудрить на Царское правление своего сына просил перед этим образом Богородицу отец Царя Михаила Феодоровича, Патриарх Филарет. Слух о чудесах Курско-Коренной иконы, дошел до Царя Федора Иоанновича, и он в 1597 году велел привезти ее к себе в Москву. Царица украсила ее дорогою ризой, и икону вернули, а на месте сгоревшей часовни устроили монастырь. Во время царствования Бориса Годунова Курск был обязан спасением от голода именно этой иконе. В 1898 году совершилось великое чудо от этой иконы. Враги православия подложили под нее разрывной снаряд. Но, к великой славе Православия, икона осталась совершенно невредимою, тогда как киот и ступеньки перед ним были повреждены. Царско-сельская Икона находилась в храме Царского Села. Принесена в дар Царю Алексею Михайловичу (1645-1676 гг.) Константинопольским патриархом св. Афанасием. Император Петр I питал к ней особенное благоговение и, по народному преданию, благословил ею свою дочь Елизавету Петровну как наследницу престола. Императрица Елизавета Петровна с глубокой верой чтила эту икону и всегда сохраняла ее при себе. Много чудес совершилось от этой иконы. Так, в 1820 и 1863 гг. икона спасла царский дворец и другие постройки от пожара. В 1831 и 1848 гг. заступничеством Царицы Небесной Царское Село было избавлено от эпидемии холеры.
— 1722 г. † Стефан Яворский
Митрополит, церковный и государственный деятель, крупнейший представитель западнорусской философской школы. Родился в 1658 г., в м. Явор под Львовом в православной семье, получил при крещении имя Симеон. Впоследствии родители, спасаясь от униатских поползновений польской короны, переселились в Нежин. В Киевской академии достиг звания префекта, затем был произведен в игумены Киево-Слупского Николаевского монастыря. Речь, произнесенная Стефаном на похоронах фельдмаршала Шеина, произвела впечатление на царя Петра, по настоянию которого он в 1700 г. был посвящен в митрополита Рязанского и Муромского. С 1702 г. занимал посты администратора, блюстителя, викария и экзарха Московского Патриаршего Престола, по учреждении Св. Синода (1721 г.) был назначен президентом последнего. Рассматривая деятельность Стефана на ниве русской культуры в целом, ему следует вменить в заслугу подготовку образованных кадров служителей Православной Церкви.
— 1730 г. Москва офонарела
В Москве, на больших улицах поставили линейные столбы со стеклянными фонарями на расстоянии в 10 сажен. В них горели фитили с конопляным маслом. 1849 г., в Москве 8.000 фонарей, их заменили керосиновые, затем, в 1865 году, газовые, в 1880 году электрические. В 1895 году принято решение о проведении электрического освещения во все дома Москвы. В 1897 году, в ноябре торжественно открыта Центральная электростанция на Раушской набережной. В 1913 году Москву освещали 20.842 уличных фонаря, город обслуживали две электростанции мощностью 66.500 квт.
— 1796 г. Указ Императора Павла I
Эти Указом крестьянам предоставлено право апелляции на решения по их делам судов, а затем — и право подавать жалобы на помещиков, в том числе и на имя самого государя — то и другое было строго воспрещено екатерининским законодательством.
— 1836 г. Премьера оперы М.И. Глинки «Жизнь за Царя»
В Петербургском Большом театре состоялась премьера оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за Царя». В советское время эта опера была хорошо известна пол названием «Иван Сусанин». Государь Николай I был на репетиции оперы Глинки М.И. «Жизнь за Царя», незадолго до ее постановки. Глинка писал: » Я получил позволение посвятить оперу мою Государю Императору, и вместо «Ивана Сусанина» названа она «Жизнь за Царя». Государь присутствовал на первом представлении, вызвал Глинку в боковую императорскую ложу. Благодаря его, он сказал, что нехорошо убивать Сусанина на сцене. Глинка получил Высочайший подарок — перстень с топазом, стоивший 4000 рублей.
— 1905 г. Вышел первый номер газеты «Русское знамя»
Вышел первый номер органа Союза Русского Народа (СРН) — газеты «Русское знамя». Бессменным издателем газеты был вождь Союза А.И. Дубровин (память 14 апреля), первым редактором стал Иван Сергеевич Дурново. Сперва предполагалось издавать еженедельную газету, но потребность в боевом патриотическом органе оказалась огромной, и уже с начала 1906г. газета стала ежедневной. В разное время ее редактировали Дубровин, Е.А. Полубояринова (день памяти 14 февраля), которая предоставляла деньги на издание, П.Ф. Булацель (день памяти 18 февраля), Н.И. Еремченко, А.И. Тришатный и др. Газета выходила под девизом «За Веру Православную, Царя Самодержавного, Отечество нераздельное и Россию для русских», ее тираж колебался от 3 тыс. до 14,5 тыс. экземпляров. В объявлении о подписке на «Русское знамя» указывалось, что газета является «органом, стоящим исключительно на народной почве в смысле внутреннего и внешнего единства всех ветвей великого русского племени, равноправие с которым в государстве может быть даровано инородцам лишь под условием их внутреннего единения с Русским Народом и полного проникновения интересами нашей государственности». Последние номера газеты в январе-феврале 1917 г. посвящены необходимости объединения сил для борьбы с надвигающейся революцией. Газета была запрещена 26 февраля 1917 г., сразу после февральского государственного переворота, а ее издатель и вождь СРН А.И. Дубровин был арестован.
— 1912 г. Освящен пещерный храм преподобного Серафима Саровского
Освящен пещерный храм преподобного Серафима Саровского при Феодоровском Государевом Соборе в Царском Селе.
— 1925 г. Арестован местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр
Еще раньше в ссылку заблаговременно были отправлены митрополит Кирилл Казанский и митрополит Агафангел Ярославский. За несколько дней до ареста митрополит Петр успевает оставить распоряжение о своих заместителях на случай его насильственного отстранения от церковного управления: «В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам отправлять Мне обязанности Патриаршего Местоблюстителя, временно поручаю исполнение таковых обязанностей Высокопреосвященнейшему Сергию (Страгородскому), митрополиту Нижегородскому. Если же сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то во временное исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстительства вступает Высокопреосвященнейший Михаил (Ермаков) Экзарх Украины или Высокопреосвященнейший Иосиф (Петровых), Архиепископ Ростовский».
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович