— 1640 г. Казаки принесли в Москву икону «Утоли моя печали»
В этот день в 1640 г. казаки принесли в Москву, в церковь Свт. Николая, что в Замоскворечье, чудотворную икону «Утоли моя печали».
— 1694 г. † Наталья Кирилловна Нарышкина
Вторая жена Царя Алексея Михайловича и мать Петра I. Родилась 26.08.1651 г. от брака Кирилла Полиевктовича Нарышкина, небогатого рязанского помещика (потом думный дворянин, окольничий, боярин), с Анной Леонтьевной Раевской.
Воспитывалась в семье родственника боярина А.С.Матвеева. В его доме ее увидел Царь, и 22 января 1671 г. состоялось их бракосочетание. В 1672 г. она родила сына Петра, а в следующие годы — дочерей Наталью (1673—1716) и Феодору (1674—78).
При Царе Петре I она принимала участие в важных делах: после смерти патр. Иоакима настояла на избрании патриархом Казанского митр. Адриана, отвергнув его соперника, Псковского митр. Маркелла, к которому склонялся Петр. Последний вскоре отдался своим увлечениям к путешествиям и кораблестроению, но поддерживал нежную переписку с матерью. В 1692 г. она наезжала в Переяславль, где большей частью пребывал Петр.
Вдовела 18 лет и умерла 25 января 1694 г. в Москве. Тело ее погребено там же, в Вознесенском девичьем монастыре, что в Кремле.
— 1715 г. Указ Царя Петра I
О нечинении доносов, о подметных письмах и о сожигании оных при свидетелях на месте.
«Понеже многия являются подметныя письма, в которых большая часть воровских и раскольничьих вымышлений, которыми под видом добродетели, яд свой изливают; того ради повелевается всем: кто какое письмо поднимет, тот бы отнюдь не доносил об нем, ниже чел ни разпечатывал, но объявя посторонним свидетелям, жгли на том месте, где подымет, ибо и недавно некто подкинул письмо, яко бы о нужном деле; в котором пишет, ежели угодно, то он явится; почему нетокмо позволено оному явиться, но и денег в фонаре 500 рублей поставлено; и более недели стояли, но ни кто не явился… Того для, кто истинный Христианин и верный слуга своему Государю и отечеству, тот без всякаго сумнения может явно доносить словесно и письменно о нужных и важных делах Самому Государю, или пришед к двору Его Царскаго Величества, объявить караульному сержанту, что он имеет нужное доношение, а имянно о следующих: 1. о каком злом умысле против персоны Его Величества или измены, 2. о возмущении или бунте, 3. о похищении казны; а о прочих делах доносить кому те дела вручены, и как свидетельствует недавно публикованый указ, а писем не подметывать…»
— 1721 г. Указ царя Петра I о учреждении Синода
В России был принят Духовный регламент, установивший вместо патриаршества новую, коллегиальную систему управления церковными делами. Единоличная власть патриарха была заменена властью вновь учреждённого органа — Духовной коллегии, позднее получившей название Святейшего правительствующего Синода.
В предисловии к духовному регламенту выражена мысль о логическом переходе идеи коллегиальности от мирской области в церковную. «Хотя, — говорится в нем, — власть монархов самодержавна, но ради лучшего взыскания истины и чтоб не клеветали непокорные люди, что монарх имеет своих советников, тем более это необходимо в церковном правлении, где правительство не монаршеское есть и правителем заповедуется, да не господствуют клиру». Коллегиальный порядок признавался самым удобным и пристойным для церкви, и потому-то учреждалась для всех церковных дел духовная коллегия.
Под духовными делами разумелись два вида дел: одни касались вообще всех принадлежащих к церкви лиц как духовного, так и мирского чина, от мала, до велика. Ко второму разряду причислялись собственно дела, касавшиеся лиц духовного звания.
В состав нового учреждения вошли президент, два вице-президента, четыре советника и четыре асессора, а в 1722 г. при Синоде была учреждена должность обер-прокурора — гражданского чиновника, подчинявшегося Императору, в обязанности которого входил надзор за церковной деятельностью.
К ведению Синода были отнесены «всякие духовные дела во всероссийской церкви»: духовное просвещение, издание богослужебных книг, постройка церквей, учреждение приходов, наблюдение за правильным ведением метрик и т. п.
В отношении законодательства Синоду принадлежало право составления законопроектов по вопросам церковного управления. В отсутствие Государя он мог и сам издавать и публиковать законы, но не иначе как с согласия Сената.
Синоду принадлежала высшая судебная власть не только над всем духовенством, но и над светскими лицами по делам брачным, богохульным, еретическим, в вопросах, связанных с принадлежностью к расколу или с занятиями колдовством и т. п. Налагавшиеся Синодом наказания были те же, что и во времена патриаршества: телесное наказание, помещение под надзор духовенства в монастырь (иногда пожизненно), отлучение от церкви.
— 1915 г. Государь выехал в Ставку
«22-го января Государь выехал в Ставку. 25-го, в воскресенье, Государь был у обедни, после чего обходил свой Казачий полк. Расспрашивал о подвигах, жаловал награды. Подойдя к красавцу уряднику 5-й сотни, Семену Маслову, Государь спросил, за что он получил первый Георгиевский крест. «За атаку на эскадрон 13-го Уланского Прусского полка, Ваше Императорское Величество». «Как это было?» — спросил Государь. «Это было, Ваше Императорское Величество, 29 октября 1914 года. Рано утром мы, 11 человек, вызвались охотниками произвести разведку. Был густой туман. Шли осторожно и наткнулись на немецкий разъезд. Но все-таки мы сомневались: они или наши?
До них шагов двести, стоят кучей, а туман большой. Я послал казака узнать. Тот вернулся и говорит: «Не сумлевайся, Семен, это немцы». Только мы это разговариваем, а туман-то открылся. Мы — в сторону и по лощине, за пригорком, стали обходить немцев. Навстречу попался жид. Мы его обыскали. Видим у него немецкая пропускная марка. «Ты ведь наш житель, так почему же тебя немцы так обожают, что даже марку дают пропускную?» Жид смутился. Дальше — больше. Упал на колени, говорит: «Они меня послали узнать, сколько здесь войска стоит». Ну, мы тут, значит, его и зарубили. Затем встречаем польского пана. Он сам бежит к нам. Здесь, говорит, за леском, коней сто немецких стоит, а около них спешенные уланы. Видим, что дело начинается серьезное. Стали отходить, а за нами — немецкий эскадрон. Так дошли до деревни. Тут мы спешились, передали коней крестьянам-полякам. Те ничего, не бегут, держат лошадей. В деревне мы нашли наших пехотных солдат. Составилось нас 17 человек. Устроили засаду, залегли вдоль забора по халупам. Смотрим: немцы выслали разъезд из трех человек, а за ним по шоссе весь эскадрон идет. Мы их подпустили да подряд семь залпов по ним и дали. Тут они здорово оробели, сразу остановились. Лошади их взвились на дыбы и попадали. Тут у них сразу на месте шесть лошадей остались, девять улан да один офицер. Мы — на коней да карьером за ними. Догнали. Многих перекололи, срубили, двух в плен взяли. Мы бы, Ваше Императорское Величество, с ними со всеми справились, да по нас соседние германские пехотные части жестокий огонь открыли. Те уланы, что мы в плен взяли, сказывали, что они привезены сюда из-под Франции. Что вот там у них в полку за все время только шесть человек убито, а тут вот, у нас, за полтора дня полка не стало. За это дело я и урядник Болотов и получили Георгия 4-й степени, Ваше Императорское Величество.
Рассказ произвел большое впечатление своей простотой. Много и других интересных эпизодов рассказали тогда казаки Государю. Его Величество был очень доволен».
— 1918 г. † Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский)
Вечером пять вооруженных солдат во главе с матросом пришли за митрополитом Владимиром. По словам одного случайного очевидца мученической кончины владыки, убийцы привезли святителя Владимира к месту расстрела на автомобиле. Когда убийцы вывели митрополита из автомобиля и остановились на площадке, то архипастырь-мученик обратился к своим убийцам с такими словами: «Что, вы здесь меня хотите расстрелять?» Один из них ответил: «А что же, церемониться с тобою?» Тогда митрополит попросил у них времени помолиться Богу. Один из убийц сказал: «Но только поскорей”. Митрополит воздел руки кверху и сказал: «Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром». Потом он благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: «Господь вас благословляет и прощает». И после этого, когда митрополит еще не успел опустить рук, послышались три выстрела, и митрополит упал. Убийцы подошли к своей жертве и уже в лежащего сделали несколько выстрелов.
Первым священномучеником в архиерейском сане в эпоху большевицких гонений ХХ века стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) (1848–1918).
К этому дню убиения любимого «всероссийского архипастыря» Поместным Собором в 1918 г. было приурочено поминание жертв большевицкого террора против Церкви, которое стало впоследствии праздником Новомучеников и исповедников Российских.
— 1920 г. † Александр Васильевич Колчак
Убит в Иркутске адмирал А.В.Колчак, Верховный главнокомандующий белых армий, выданный революционерам его союзниками из стран Антанты.
Александр Васильевич Колчак (1874–1920) — выдающийся полярный исследователь, герой Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. Во время последней возглавил Белое движение как Верховный правитель России, будучи благословленным на это патриархом Тихоном. За отстаивание государственных интересов России непокорный адмирал был выдан Антантой красным, которые убили его без суда и труп бросили в реку.
— 1921 г. † Александр Ильич Дутов
Умер в г. Суйдун (Китай) после покушения накануне чекистами белый генерал Александр Ильич Дутов, атаман Оренбургского казачества.
Александр Ильич Дутов (1879–1921) родился в семье казачьего офицера и тоже стал военным. Участник Русско-японской и Первой мировой войн, имел награды. После Октябрьского переворота возглавил антибольшевитскую борьбу Оренбургского казачества, вошел в армию А.В.Колчака, где дослужился до генерал-лейтенанта. В 1920 г. эвакуировался через Семиречье в Китай, намереваясь оттуда готовить новый поход. Убит большевитским агентом в г. Суйдун.
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович