— 1250 г. † Преподобная Евфросиния Суздальская

В миру благоверная княгиня Черниговская Феодулия. Княжна была сосватана за святого благоверного князя Феодора, брата святого Александра Невского, но жених ее скончался в самый день свадьбы. Княжна осталась в Суздальском женском монастыре в честь Положения ризы Божией Матери, где вскоре приняла постриг с именем Евфросиния, в честь Евфросинии Александрийской. ​В особом откровении Господь предсказал блаженной Евфросинии о мученической кончине ее родного отца, а также о нашествии татар на Русь. В 1238 году несметные полчища татаро-монголов действительно напали на Русское государство. Уничтожая все на своем пути, они подошли к Суздалю. Город ими был полностью разрушен и сожжен, и только обитель преподобной Евфросинии уцелела по ее молитвам. Преподобная преставилась к Богу 25 сентября 1250 года.

 

— 1392 г. † Преподобный Сергий Радонежский

​Святой преподобный, преобразователь монашества на Руси, величайший русский подвижник. Во святом крещении получил имя Варфоломея. Родители его были небогатые ростовские бояре Кирилл и Мария.​ ​Частые молитвенные возношения в горний мир снискали Преподобному особое благоволение Матери Божией, Которая его удостоила чудесными посещениями. Отдавая почти все ночное время молитвенным подвигам, святой Сергий целыми днями трудился на благоустройство обители: сам рубил деревья, таскал бревна, колол дрова, носил воду, пек просфоры, варил квас, катал для церкви восковые свечи, кроил и шил одежду и обувь, будучи поистине всем слугою. Вместе с тем известно, что Преподобный, несмотря на просьбы братии, долго не хотел принимать по смирению ни сана священника, ни игуменства, и только угроза насельников монастыря, что если он не согласится исполнить их желание, то они разойдутся, заставила его исполнить их просьбу. Это произошло почти через 20 лет после того, как молодой Варфоломей начал свои уединенные подвиги. ​ ​ ​ Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Дмитрия Донского. Святой Сергий благословил Дмитрия перед битвой, предсказал ему победу и дал двух иноков — Пересвета и Ослябю. Дмитрий перед битвой советовался со святым Сергием и без его одобрения не нападал на врага. После битвы князь стал с еще большим благоговением относиться к Сергию и в 1389 г. пригласил его скрепить духовное завещание, узаконившее новый порядок престолонаследия от отца — ​ к старшему сыну.​ Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, и в 1452 г. он был причислен к лику святых. Преподобный Сергий основал, кроме Свято-Троицкого Сергиева монастыря, еще несколько обителей, а его ученики учредили до 40 монастырей на Севере Руси. Влияние его с особою силою сказалось на его многочисленных учениках, из которых очень многие сами прославились святою жизнью и явились благостными воспитателями окружавшего их общества. В «Патерике» Троице-Сергиевой лавры названо около 100 имен святых подвижников, так или иначе связанных духовными узами с великим «Игуменом всея Руси».

 

— 1632 г. Заложен Якутский острог

Отряд из 14 енисейских казаков во главе с сотником Петром Бекетовым, обследуя берега реки Лены, заложил Якутский (Ленский) острог на правом берегу реки в 70 км ниже по течению от нынешнего города. ​В челобитной Царю Михаилу Федоровичу Петр Бекетов писал: «Того ж году сентября в 25 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси указу, поставил я со служилыми людьми на Лене острог для государева величества в дальней окраине и для государева ясачного збору и для приезду якуцких людей. А прежтово на Лене реке и в якуцкой земле государева острогу не бывало нигде. А поставил государев новый острожек я, Петрушка, против якуцкова князца Мамыкова улусу». С самого начала острог был достаточно многочисленным. Его гарнизон насчитывал 300 казаков. В 1634 году он пережил осаду со стороны якутов. В 1635 году местные казаки получили право называться якутскими казаками. В 1638 году острог стал центром новообразованного Якутского воеводства. В 1642—1643 гг. острог был перенесен на современное место — в долину Туймаада.​ ​ ​ ​ ​

Якутск — старейший город Дальневосточного региона, входит в перечень исторических городов России. Он старше Владивостока, Хабаровска и Иркутска. 1632 год считается не только датой основания города, но и годом вхождения Якутии в состав Российского государства. Переименован в Якутск в 1643 году.

 

— 1645 г. Похвальная Царская грамота

Царем Алексеем Михайловичем вместе с похвальной грамотой за храбрость пожаловано Донским казакам второе Царское знамя. В грамоте было написано: «За мужество и храбрость бившихся честно, жалуем и милостиво похваляем и посылаем вам, нашему Донскому войску, атаманам и казакам, Нашего Царского Величества знамя, да впредь на нашу царскую милость будьте надежны. Тех же вольных людей и шацких стрельцов, всего 600 человек, которые на отходе разбрелись, и струги у вас вверх по Дону порастаскали и порубили, велели мы бить кнутом, чтобы такое воровство другим было не в повадку. Крымцев и ногаев воевать, а с турецкими людьми под Азовом жить мирно повелеваем!» Знамя 1645 года было малинового цвета с зеленой каймой. Длина знамени по верхней кромке — 2 1/4 аршина, по нижней кромке — 4 1/4 аршина. Ширина — 3 1/4 аршина. На знамени был вышит двуглавый черный орел с московским щитком на груди. Легенда на знамени гласила: «Повелением Великого государя Царя и Великого князя Алексея Михайловича, всея Руси. Самодержца и многих государств государя и обладателя послано сие знамя на Дон. Донским атаманам и казакам, лета 7154 августа».

 

— 1768 г. Началась русско-турецкая война 1768-1774 г.

Пятая по счету — одна из ключевых по значению войн между Российской и Османской империями, в результате которой к России были присоединены Керчь, Еникале и Кинбурн, земли между Днепром и Бугом, а Крымское ханство обрело независимость под протекторатом России. ​ Русско-турецкая война 1768-1774 г. была продолжением борьбы России за выход к Черному морю, против агрессии Османской империи, которая стремилась расширить свои владения в Причерноморье и на Кавказе и захватить Астрахань. Турция также выступала против усиления русского влияния в Польше, где в 1764 г. на престол был возведён русский ставленник Станислав Август Понятовский. Поводом к войне явилось отклонение Россией турецкого ультиматума о выводе русских войск из Польши, где они с 1768 г. вели военные действия против Барской конфедерации.

25 сентября 1768 г. Турция, поддерживаемая Францией и Австрией, начала военные действия против России в Малороссии и на Кавказе.

 

— 1777 г. † Досифей (девица Дарья Тяпкина)

Преподобный старец. Из дворян. С детских лет жила в Киеве, воспитывалась своей бабушкой-монахиней в монастыре. Выйдя их монастыря, Дарья и в миру продолжала жизнь подвижницы — в среду и пятницу не принимала пищи вообще, а в другие дни не вкушала ни мяса, ни молока, ни яиц.​ ​В 1736 г. начинается ее подвижнический путь. Тайно оставив родительский дом, Дарья остригла волосы, приобрела на базаре мужское крестьянское платье и, переодевшись, направилась в Троице-Сергиеву лавру, где назвалась беглым крестьянином. Ей разрешили пребывать в Лавре тайно, на послушании. Через 3 года ей пришлось переехать в Киев. В Киево-Печерской лавре, где она пыталась постричься в монахи под видом крестьянина, ей отказали. И тогда старец Досифей избрал древний вид отшельничества — пещерное житие. За городом, в Китаевской Троицкой пустыни, у подножия высокой горы Китай, где с давних пор подвизались киевские подвижники, Досифей вырыл у вершины горы небольшую пещерку и тайно поселился в ней. В 1744 г. Киев посетила Императрица Елизавета. Посещая киевские святыни, она побывала и у затворника Досифея. Узнав, что Досифей не пострижен, государыня повелела немедленно постричь его в рясофор и даже сама, на другой день, присутствовала при обряде пострижения. При постриге подвижнику было дано то же имя Досифей. Расставаясь с Досифеем, государыня вручила ему кошелек, наполненный золотом. Но затворник, проводя Императрицу, положил золото в глиняном черепке у дверей, пока по его совету знакомый крестьянин не отнес кошелек в Киево-Печерскую лавру, где и представил Духовному Собору. С общего совета соборных старцев и с согласия монаха Досифея на эти деньги была построена церковь в селении Пирогове.​ Среди тех, кто приходил к пещере затворника, был и юный Прохор Мошнин — будущий прп. Серафим Саровский. Старец Досифей одобрил намерение Прохора быть иноком и указал ему на Саров.

​ ​ — Гряди, чадо Божие, в Саровскую обитель и пребудь там. Место сие будет тебе во спасение. С помощью Божией скончаешь там свое земное странствование. Толькостарайся стяжать о Боге непрестанную память и постоянно призывай имя Его тако: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мягрешнаго». В том да будет всетвое внимание и обучение. Ходя и сидя, и стоя в церкви да будет сие непрестанное твое во устах и в сердце. С ним найдешь покой и приобретешь душевную и телесную чистоту. И тогда вселится в тебя Дух Святой, и управишь жизнь свою во всяком благочестии и чистоте…Вечером перед смертью он попрощался с братией. Наутро, когда отворили дверь, глазам всех представилась умилительная картина: у образа, перед которым теплилась лампада, стоял на коленях Досифей и, казалось, весь застыл на молитве. В левой руке своей он держал длинную записку, на которой были слова: «Тело мое приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братие, не касаясь, предать его обычному погребению».​ ​Братия в точности исполнила прошение затворника. Только по смерти Досифея, когда сестра его во 2-й раз приехала в Киев и стала осведомляться о его жизни и увидела его портрет,— всем стало известно, что затворник Киево-Печерской лавры Досифей был девица Дарья из рода рязанских дворян Тяпкиных. Старец Досифей был погребен в ограде Киево-Китаевской пустыни, близ Свято-Троицкого храма.

 

— 1846 г. Первый официальный яхт-клуб России

Императором Николаем I был подписан устав Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба — первого официального яхт-клуба России. ​История парусного спорта в России восходит ко времени Петра I, когда в апреле 1718 г. царем был основан в Санкт-Петербурге «Невский потешный флот». Специальным указом царь повелел не только своим адмиралам, корабельным мастерам и врачам, но и сановникам, архиереям и даже монахам «которые в Петербурге обретаются, во время ветра ездить Невою-рекой на судах парусами». Для этого он раздал им «в вечное и потомственное владение» 141 судно, запретив использовать эти суда для перевозки и каких-либо иных надобностей, «ибо сии суды даны, дабы их употребляли так, как на сухом пути кареты и коляски, а не как навозные телеги». Одновременно на берегу Фонтанки, напротив Летнего сада, была создана Партикулярная верфь по строительству небольших спортивных и разъездных судов для «…красоты царствующего града, так и для увеселения своего народа, наипаче же для лучшего обучения». После смерти Императора Петра I «Невский потешный флот» прекратил свое существование и только в 40-е гг. XIX в., в царствование Николая I, был официально зарегистрирован первый Санкт-Петербургский императорский яхт-клуб.​ Для руководства этим учреждением был образован специальный комитет в составе князя А.Я.Лобанова-Ростовского, контр-адмирала М.А.Путятина, И.А.Рибопьера, графа И.А.Шувалова, князя Б.Д.Голицына и графа Ф.К.Апраксина. В числе почетных членов состояли адмиралы Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев — первооткрыватели Антарктиды, а также адмирал Ф.П.Литке — исследователь Северного Ледовитого океана, инициатор создания Русского Географического общества и его вице-председатель.

 

— 1854 г. Оборона Севастополя

​ 25 сентября 1854 г. Севастополь объявляется на осадном положении и командование Черноморским флотом в лице адмиралов Корнилова В.А. и Нахимова П.С. принимает на себя руководство обороной города. В это время гарнизон Севастополя состоял из 7 тысяч человек. Севастополь был довольно хорошо защищен с моря и практически не защищен с суши. ​ ​ Руководители обороны Севастополя приняли решение затопить часть старых судов при входе в Севастопольскую бухту, чтобы не допустить прорыва кораблей противника в тыл осажденным. 24 тысячи матросов были списаны с судов и направлены в сухопутные части, составив костяк обороняющихся. Снятие с кораблей орудия были использованы при строительстве оборонительной линии по периметру города. Войска союзников не решились штурмовать город сразу и тем самым дали возможность осажденным организовать оборону, которая продлилась 349 дней.

 

— 1869 г. Родился Великий князь Сергий Михайлович

​ Великий князь Сергий Михайлович, седьмой Августейший сын Великого князя Михаила Николаевича и Великой княгини Ольги Феодоровны, Августейший внук Государя Императора Николая I Павловича «Подвиголюбивого». ​Родился в Боржоми. Окончил Михайловское артиллерийское училище. Внес большой вклад в развитие артиллерии в России, автор труда «Артиллерия русской армии», признанный специалист. Во время Первой мировой войны – генерал-инспектор артиллерии при Верховном главнокомандующем, член Высшей аттестационной комиссии. Погиб вместе с великой княгиней Елизаветой Федоровной и другими членами семьи Романовых под Алапаевском 18 июля 1918 г. отступающие части Белой армии вывезли останки великого князя, которые в 1920 г. были перезахоронены в Пекине.

 

— 1913 г. Суд над Бейлисом

В Киевском окружном суде начался суд над Бейлисом, мещанином, жителем Киева, который обвинялся в ритуальном убийстве 13-летнего киевского православного мальчика. Суд присяжных признал убийство ритуальным, но Бейлис был оправдан, 6 человек присяжных проголосовали за его виновность, а другие шестеро сочли обвинение недостаточно убедительным. По гуманным законам Российской Империи такая «ничья» трактовалась в пользу подсудимого.

 

— 1917 г. Письмо Поместному Собору

​ Из «Донесения» Поместному Собору РПЦ выпускника Императорского Московского университета А.Д. Жирова. Москва 25 сентября 1917 г. Президиуму нынешнего Собора поместного-греко-православной Церкви окончившего Московский Университет Александра Данилов[ича]а Жирова Донесение. ​ Обязанность моя члена Греко-православной Церкви и русского подданного принуждает меня обратиться к Собору святой Греко -российской Церкви с этим донесением. […] Невозможно и преобразование Церкви даже Поместным всероссийским Собором: Собор из лиц душевно больных будет известен в истории Церкви наравне с разбоничьими соборами из еретиков: Собор способен токмо к обсуждению о крайних предметах, как о прелести, судьбе Монарха, и таковом же. […] Но мы несем и другое проклятие за отвержение самодержавной Власти; Несмотря на отречение, Монарх остается законным Государем, в силу 11-го анафематствования Греко — православной Церкви. Мы будем побеждены на войне не токмо от проклятия за поклонение прелести, но и будем побеждаемы на войне в силу гнева Божия за отвержение самодержавной власти. Наступление на войне, на западном фронте против германцев, будет оканчиваться и в будущем нашим поражением. Но самый страшный гнев Божий ожидает нас при прикосновении к монарху. Монарх, по учению Церкви, неприкосновенен для человеков… Но наидолжно опасаться покушения на жизнь монарха ближайшей же зимой. В Учредительном Собрании, на основании состава I-ой Государственной Думы можно предугадать это, крайние левые партии будут все! Они отошли от православной веры; всячески должно [нам] бояться их покушения на монарха. Страшный гнев Божий постигнет тогда Россию. На войне [тогда] мы будем уже совершенно разбиты, нас ожидает разгром! Внутри страны смерть монарха повлечёт за собой смерть многих. […] Крайнее горе постигнет нас: выхода нам нет – на войне мы должны будем испытать поражение за поражением, а от болезни и от проклятия за 11-й анафематствование, внутри страны будет ад. […] Сугубо должно нам прилежать и о судьбе бывшего монарха, должно прилежать [о сем] и всероссийскому Собору нашей Церкви – иначе нас ожидает страшный гнев Божий. […].

Москва, 1917 года, сентября 25 дня.

Окончивший Московский Университет Александр Данилов[ич] Жиров.​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

 

— 1918 г. † Михаил Васильевич Алексеев

​Основатель Добровольческой армии, генерал, царский изменник. Умер в Екатеринодаре от воспаления легких и был похоронен в Войсковом соборе Кубанского казачьего войска в Екатеринодаре. При отступлении белых войск в начале 1920 года его прах по настоянию вдовы был перевезен в Сербию и перезахоронен в Белграде.

 

— 1919 г. Послание Патриарха

​8 октября 1919 года святитель Тихон обратился к духовенству Русской Церкви с посланием, в котором призвал клириков не вмешиваться в политическую борьбу и, в частности, указал, что служители Церкви «по своему сану должны стоять выше и вне всяких политических интересов, должны памятовать канонические правила Святой Церкви, коими она возбраняет своим служителям вмешиваться в политическую жизнь страны, принадлежать к каким-либо политическим партиям, а тем более делать богослужебные обряды и священнодействия орудием политических демонстраций».

 

— 1993 г. Решение Священного Синода

​8 октября 1993 года, ввиду создания в России профессионального парламента, на расширенном заседании Священного Синода было принято решение предписать священнослужителям воздержаться от участия в российских парламентских выборах в качестве кандидатов в депутаты. Соответствующим Синодальным определением было установлено, что нарушившие его священнослужители подлежат извержению из сана.​ ​ ​ Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 года одобрил данное определение Священного Синода, «как своевременное и мудрое», и распространил его действие «на участие в будущем священнослужителей Русской Православной Церкви в выборах любых органов представительной власти стран СНГ и Балтии как на общегосударственном, так и на местном уровне».

 

​Автор: Чернозатонский Игорь Александрович

Поделиться ссылкой: