— Рождественский сочельник
Название происходит от церковно-славянского слова сочиво — замоченные в воде зерна пшеницы, чечевицы, гороха и ячменя. Такую пищу, по церковному уставу, полагается употреблять в сочельник. У православных христиан есть обычай не вкушать до появления первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на Востоке, которая возвестила о рождении Иисуса Христа.
Уже в 4 веке Православная церковь установила, как праздновать навечерие (канун) Рождества Христова. В 5 веке Анатолий, патриарх Константинопольский, затем Анатолий и Софроний Иерусалимские в 6 веке, Козма Маюмский и Иоанн Дамаскин в 8 веке написали для празднества Рождества Христова священные песнопения, которыми Церковь и сейчас прославляет празднуемое событие.
Церковный устав предписывает соблюдение поста до конца вечерни. В древней церкви Литургию в Рождественский сочельник служили вечером. Отсюда и пошло правило ожидать первой звезды в этот день. В наши дни служба вечерни соединяется с Литургией и служится утром, поэтому и пост соблюдается до того момента, когда по окончании Литургии и следующей за ней вечерни в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Только по окончании Божественной литургии можно вкушать пищу.
— 1663 г. Раздача милостыни Царем Алексеем Михайловичем
В сочельник, накануне Рождества рано утром Государь Алексей Михайлович делал тайный выход в сопровождении только отряда стрельцов и подьячих Тайнаго Приказа в тюрьмы и богадельни, где из собственных рук раздавал милостыню тюремным сидельцам, полонянникам (пленным), богаделенным, увечным и всяким бедным людям. По самым улицам, где проходил Государь, он также раздавал милостыню нищим и убогим, которые во множестве собирались даже из отдаленных мест к таким боголюбивым царским выходам. В то же время, как Государь навещал, таким образом, всех заключенных и сирых, доверенные лица из стрелецких полковников или подьячих Тайнаго Приказа раздавали милостыню на Земском дворе, также и у Лобнаго места, и на Красной площади. И можно сказать, что ни один бедный человек в Москве не оставался в этот день без царской милостыни, каждому было чем разговеться, каждый был с “праздником”. Такие царские выходы “тайно” делались и накануне других больших праздников и постов. В Рождественский сочельник они совершались рано утром, часу в пятом. Совершив утренний выход по тюрьмам и богадельням, государь, переодевшись и отдохнув, шествовал в Столовую Избу или Золотую Палату, или же в одну из придворных церквей к царским часам, в сопровождении бояр и всех, думных и ближних чинов. Потом в навечерии праздника государь выходил в Успенский собор к вечерне, когда во время службы соборный архидиакон выкликал многолетие государю и всему царскому семейству по именам. После того патриарх с духовенством и боярский чин здравствовали государю со многолетием.
— 1714 г. Указ Царя Петра I «О возпрещении взяток и посулов и о наказании за оное»
«…Понеже многия лихоимства умножились, между которыми и подряды вымышлены и прочия тому подобныя дела, которыя уже наружу вышли, о чем многие, яко бы оправдая себя, говорят, что сие незаказано было, не разсуждая того, что все то, что вред и убыток Государству приключить может, суть преступления. И дабы впредь плутам… невозможно было никакой отговорки сыскать: того ради запрещается всем чинам, которые у дел приставлены великих и малых… дабы не дерзали никаких посулов казенных и с народа сбираемых денег брать, торгом, подрядом и прочими вымыслы, какого б звания оные и манера ни были, ни своим, ни посторонним лицем, кроме жалованья; також от дел, по чему определено, или впредь определится, или партикулярно позволится за Нашею рукою, или всего Сената подпискою. А кто дерзнет сие учинить, тот весьма жестоко на теле наказан, всего имения лишен, шельмован, и из числа добрых людей извержен, или и смертию казнен будет. То ж следовать будет и тем, которые ему в том служили, и чрез кого делано, и кто ведали, а не известили… «.
- 1751 г. Указ Императрицы Елизаветы Петровны
Императрица Елизавета Петровна издала указ «О принятии в подданство и российскую службу сербов, желающих переселиться в Россию». Эта мера была отчасти продиктована заботой о православных народах, подвергавшихся национальному и религиозному гнету в Австрии и Турции. Общая численность переселившихся в Россию югославян составила двадцать пять тысяч человек. Годные к воинской службе переселенцы образовали особые гусарские и пандурские (пехотные) полки. Тем самым Елизавета Петровна осуществила идею Императора Петра I, который еще в 1723 году намеревался «содержать несколько полков конных из сербского народу… которые придут добровольно в нашу службу».
— 1761 г. Отходная по Императрице Елизавете Петровне
Почувствовав наступающую кончину, Императрица Елизавета Петровна исповедалась, причастилась, соборовалась и вечером приказала дважды прочесть себе отходную молитву, повторяя ее слова вслед за священником. Она умерла на следующий день в праздник Рождества Христова.
— 1807 г. † Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский
Герой Русско-турецкой войны 1768 – 1774 гг. Военную службу Орлов начал солдатом лейб-гвардии Преображенского полка. В 1768-69 гг. он разработал план военно-морской экспедиции против Турции в Средиземном море, а с 1769 г. возглавил русскую эскадру. Одержав победы у Наварина и Чесмы в 1770 г., Орлов получил титул графа Чесменского. Это было зенитом его славы и поклонения: в Царском Селе была воздвигнута мраморная колонна в честь победы при Чесме, выбита медаль, где Орлов был изображен в виде Марса, он получил денежные и земельные пожалования. Орлов всегда был верным сторонником Императрицы Екатерины II. В 1774—75 гг. он выполнил деликатное поручение: обманом выманил и вывез из Италии княжну Тараканову, самозваную дочь Елизаветы Петровны. Находясь с 1775 г. в отставке, он основал конный завод, где была выведена знаменитая порода лошадей — орловский рысак. В кулачном бою Алексей Григорьевич не знал себе равных и даже под старость иногда выходил на бой и «ссаживал» противников значительно моложе себя. При Императоре Павле I Орлов жил за границей, в 1801 г. вернулся в Москву, где и умер, оставив огромное богатство единственной дочери Анне, которая впоследствии пожертвовала значительную часть своего состояния Новгородскому Юрьеву монастырю.
— 1834 г. Учреждена Археографическая Комиссия
В Петербурге при Министерстве народного просвещения под наблюдением министра графа С.С. Уварова была учреждена Археографическая Комиссия для издания собранных археографической экспедицией (1828-1834) исторических материалов. Археографическая Комиссия ввела в научный оборот огромное количество документов и сыграла важную роль в развитии русской исторической науки, внеся существенный вклад в разработку методов и способов публикации исторических источников, в частности, летописей. Кроме издания актов Комиссия заботилась об усовершенствовании отечественной нумизматики, издавая снимки и составляя возможно полное описание российских монет и медалей. Опубликованные ею источники содействовали более углубленному изучению отечественной истории. В 1922 г. Археографическая Комиссия была передана в ведение Академии Наук Советской России, а с 1956 г. — начала действовать при Отделении истории АН СССР в Москве.
— 1945 г. † Владимир Иванович Вернадский
Владимир Иванович Вернадский — русский мыслитель, естествоиспытатель, минералог и кристаллограф, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологиии учения о биосфере, автор идеи о ноосфере — сфере разума.
-1998 г. † Георгий Васильевич Свиридов
Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915г., выдающийся русский композитор. Основной чертой его творчества можно считать национальную направленность, лаконизм и мудрую простоту музыки. Можно говорить о национальной ностальгии в связи с образным миром его музыки, которая нередко звучит как прощание с ушедшей Россией.
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович