​- 867 г. † Византийский Император Михаил III

Он крестил в христианскую веру киевских князей Аскольда и Дира, и их воинов в 866 г. ​“Россы, еще недавно бывшие нашими врагами, ныне соделались христианами” — писал Константинопольский Патриарх Фотий восточным патриархам.

 

— 1397 г. Венчание князя Псковского Иоанна Всеволодовича

Состоялось венчание князя Псковского Иоанна Всеволодовича и вел. кн. Анастасии Дмитриевны, старшей венценосной дочери Великого князя Московского Дмитрия Иоанновича Донского.

 

— 1608 г. Начало осады Троице — Сергиева монастыря

​Начало бесплодной 15-месячной осады Троице — Сергиева монастыря. Мятежные полчища ляхов и русских изменников, всего до 30.000, с воеводами Лисовским и Сапегою, подошли к Троицкому, монастырю 25 сентября 1608 года, в день памяти прп. Сергия.​ ​В монастыре всех защитников было до 2500, ровно в десять раз меньше поляков. Стены и башни были кое-как укреплены, но не прочны. Ляхи послали грозное предложение о сдаче. Им ответили: «Надежда наша и упование — Пресвятая Живоначальная Троица. Стена и покров наш — Пренепорочная Владычица наша Богородица и Приснодева Мария; помощники наши и молитвенники о нас к Богу — преподобные отцы наши Сергий и Никон. — Да будет известно вашему темному царству, что напрасно вы прельщаете стадо Христово: и десятилетнее отроча в Троицком монастыре смеется вашему безумному совету».​ ​Обороной руководили осадные воеводы — князь Долгорукий и боярин Голохвостов.

​Девять польских батарей громили крепость в течение 6 недель без заметного успеха. Безуспешные штурмы чередовались с вылазками осажденных. Инженеры Сапеги начали рыть минную галерею. Узнав от перебежчика, что поляки собираются снарядить подкоп миной, Долгорукий приказал открыть старый потайной ход, защищенный тремя дверьми, и произвел вылазку. Русские ворвались в минную галерею, где уже были заложены заряды, и подорвали их. Поскольку поляки не успели к этому времени закупорить галерею, взрыв произвел разрушения на польской стороне. ​Обстрелы и приступы сменяли друг друга, таяло число защитников. Заканчивалось продовольствие, ощущалась нехватка воды, люди страдали от ран и холода, так как и дровяные запасы подходили к концу. Положение становилось безвыходным. Но по-прежнему наготове были котлы с кипящей смолой, пушки сурово смотрели в сторону захватчиков, и крепко держали оружие крестьяне, стрельцы и сами монахи. Каждый день осажденные молились Пресвятой Троице, Архангелу Михаилу, Богородице и основателю Лавры Сергию Радонежскому. Сам преподобный Сергий неоднократно являлся защитникам, обходил монастырь и кропил его святой водой, и с Божией помощью защитникам твердыни Православия все чаще и чаще удавались дерзкие вылазки, после которых Лавра пополнялась скотом, дровами, водой, мукой, а также пленными поляками. Время от времени небольшие русские отряды пробирались сквозь польскую блокаду на помощь осажденным. Но все равно положение оставалось тяжелым: зима 1609-1610 годов унесла жизни многих защитников. Люди погибали в бою на крепостных стенах, умирали от ран и болезней. Как грозная предвестница еще больших бед, в лавре-крепости началась цинга. Но и силы поляков были на исходе. Польский гонор постепенно сменялся озабоченностью, страхом и, наконец, отчаянием, а эти малочисленные, но упрямые русские все не сдавались. ​ ​ ​ ​ ​В январе 1610 года поляки после бесплодной пятнадцатимесячной осады, не выдержав русского сопротивления, обратились в бегство.

Так оправдалось обетование Царицы Небесной преподобному Сергию: «Неотступно буду от места сего и буду покрывать его». ​Напоминанием о тех славных днях осталась пробоина от польского ядра на одной из дверей Троицкого храма.

 

— 1781 г. Родилась Великая княгиня Анна Феодоровна

​Великая княгиня Анна Феодоровна, супруга Великого князя Константина Павловича. ​Анна Федоровна (урожденная принцесса Юлианна-Генриетта-Ульрика Саксен-Кобург-Заальфельдская родилась 23 сентября 1781 г. в Кобурге. Была третьей дочерью Франца Фридриха Антона, герцога Саксен-Кобург-Саальфельд и Августы-Каролины Рёйсс фон Эберсдорф (1757—1831 гг.). Леопольд I, король Бельгии был ее братом, а королева Виктория и Фердинанд II Португальский — ее племянника ми. Скончалась 15 августа 1860 г., в поместье Эльфенау (ныне в черте Берна), Швейцария.

 

— 1844 г. † Александр Христофорович Бенкендорф

​Граф, генерал от кавалерии, генерал-адъютант Е.И.В. ​В январе 1826 г. подал Императору Николаю I проект «Об устройстве внешней полиции». В июле 1826 г. назначен шефом Корпуса жандармов и главным начальником 3-го отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, командующим Императорской Главной квартирой.​ Награжден всеми высшими российскими орденами, включая святого апостола Андрея Первозванного. Лучшей оценкой деятельности Бенкендорфа служат слова Императора Николая I, сказанные им в 1838 г.: «В течение 11 лет он ни с кем меня не поссорил, а примирил со многими».

 

— 1860 г. † Алексей Степанович Хомяков

​Философ, один из основателей славянофильства, поэт.​ ​Алексей Степанович Хомяков родился в 1804 г., философ, писатель, публицист, один из основателей славянофильства. Отстаивал необходимость для каждого народа самобытного развития, превосходство Православной Церкви над учениями католичества и протестантства. Обладая огромной эрудицией, особенно в сфере церковной истории и богословия, и необыкновенными диалектическими способностями, он был на голову выше западников и легко опровергал их схемы. Круг умственных и практических занятий Хомякова чрезвычайно широк: богослов, социолог, историк мировой цивилизации, экономист, автор технических новшеств, поэт, врач, живописец. Но главной чертой его личности была глубокая религиозность.

 

— 1871 г. † Александр Николаевич Афанасьев

​Исследователь русского мировоззрения, фольклорист, историк, литературовед. Родился 12.07.1826 г. Из дворян Воронежской губ. Окончил юридический факультет Московского университета. Самые значительные научные статьи Афанасьева относятся к области изучения и публикации фольклора. Результатом этих изысканий стал фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с фольклором и языком других индоевропейских народов — «Поэтические воззрения славян на природу» (т. 1—3, 1865—69гг.). В этом труде наряду с историко-филологическими исследованиями дается подробный анализ древнего русского мировоззрения, раскрываются многие духовно-нравственные понятия русского и др. славянских народов.​ ​В 1855—63 гг. публикуются 8 выпусков знаменитого собрания Афанасьева — «Народные русские сказки», основу которого составили сказки из архива Русского географического общества, дополненные записями В.И. Даля. В 1859 г. печатает «Народные русские легенды». Историко-литературный интерес представляют неопубликованные дневники Афанасьева.

 

— 1896 г. «Русская неделя» во Франции

​Государь Николай II, Государыня Александра Федоровна и Великая княжна Ольга Николаевна (ей было десять месяцев) прибыли в Шербур, где их встретил президент Франции Феликс Фор, — и началась «русская неделя», закончившаяся 27 сентября шалонским парадом.​ ​В Париже Государь проследовал от вокзала в посольство через шпалеры войск, за которыми теснилась миллионная толпа, под немолчные клики «Да здравствует Царь! Да здравствует Царица!», небывалые со стороны иностранной толпы. («Напоминает Москву…Наш гимн распевали французские солдаты на улицах… его даже играл орган в Нотр-Даме» -отмечает радикальный обозреватель русского «толстого журнала»). ​Париж был переполнен. К двум миллионам его населения прибавилось 930.000 приезжих. На улицах было сплошное народное гуляние. Появилось множество русских или псевдорусских товаров: мыло «LeTsar», конфеты с русским гербом или флагом, посуда с царскими портретами, игрушки, изображения русского медведя, а также Государя, Государыни и даже Великой княжны Ольги; Известная игрушка «мужики медведь» превратилась в Царя и Феликса Фора. Модой воспользовалась реклама, и «пилюли Пинк» рекомендовались, чтобы сохранить здоровье для дней приезда Царя; а на оборотах его портретов, раздававшихся даром на улице, печатались объявления сапожников и перчаточников. «Подарок Царя» — можно было прочесть на магазинах готового платья, декламировавших дешевую распродажу костюмов… Появился и «франко-русский» голландский сыр. Во всем этом было немало безвкусицы, но увлечение было несомненно искренним. Днем, под звуки «Боже, Царя храни», состоялась в присутствии Государя закладка моста Императора Александра III (о чем и теперь можно прочесть на мраморной доске на правом берегу Сены). Артист Мунэ произнес при этом стихи известного поэта Ж.—М. Эредиа… «Пусть будущее навсегда укрепит за тобою — славное прозвание твоего предка Петра», говорилось в них.​ Мимо монетного двора, где Государю вручили медаль в честь его пребывания в столице Франции, Императорская чета проследовала во Французскую Академию и присутствовала на заседании. ​Приветствуя гостей, председательствующий, академик Легувэ, напомнил о приезде в Париж Царя Петра Великого 5 мая 1717 г. (другие npиезды русских монархов не были связаны с «приятными воспоминаниями»: приезд Императора Александра I сопутствовал взятию Парижа русскими войсками, приезд Императора Александра II — покушению поляка Березовского). «Позвольте, — сказал Легувэ, — заранее отпраздновать сегодня двухсотлетие сердечной дружбы между Францией и Россией».​

 

— 1914 г. Поездка Государя в Ровно

​Государь Император Николай II совершил поездку из Ставки в Ровно, где встретился со своей сестрой Великой княгиней Ольгой Александровной и посетил лазарет, которым она заведовала. ​Далее Государь направился через Холм (где размещалась Ставка Юго-Западного фронта) в Гродно, но, приказав остановить поезд в Белостоке, на военных автомобилях в сопровождении свиты проследовал в крепость Осовец, где находился в зоне обстрела неприятельской артиллерии. Государь был торжественно встречен крепостным гарнизоном.

 

— 1922 г. Обращение Приамурского Земского Края

​От лица русских людей Приамурского Земского Края принимается Обращение к красноармейцам и партизанам, которое опубликовано в «Уссурийском Слове» № 649, 6 октября 1922 г.:

​»Русские люди!!! Красноармейцы и партизаны!!!

К вам обращаются ваши братья по Родине, по крови, по Вере Православной — граждане Приамурского Земского Края. Пятый год идет кровавая анархия на Руси. Слышите ли вы голодный стон Русского народа, миллионами погибающего в цепях рабской неволи у комиссаров-коммунистов, изуверов и присных с ними? Слышите ли вы предсмертные крики сотен тысяч русских людей, убитых за Веру Православную, за верность народу и преданность святой Руси? Сыны антихриста посеяли в Русском народе кровавую смуту и толкнули Русских людей на братоубийственную бойню.

Пятый год Русский народ сам себя истребляет во славу красной пятиконечной звезды на погибель себе же.​ Мало того, злые демоны русского народа толкают вас на бойню, на войну против всех народов, чтобы совсем уничтожить русский народ. На крови и костях русского народа эти палачи и душегубы хотят устроить воё царство на Руси и захватить весь мир в руки ​ интернационала.​ Разве вы не видите, что на вашей русской рабочей, крестьянской и батрацкой крови они ​ строят свое благополучие?​ ​Вы льете русскую кровь, а они смеются над вами, называя вас дураками и русским быдлом, которому только и дорога — идти на убой.​ Голодные, оборванные, разутые, раздетые бродите вы, как окаянные, не находя себе ни места, ни пристанища. ​Вас гонят на убой против своих же братьев, а комиссары инородцы и их прислужники грабят народный хлеб и деньги, обжираются, опиваются во дворцах и за границей, надсмехаясь над доверием Русского народа.​ ​ ​ ​ Русские жены, семьи и дети пухнут и гибнут от голода в Советской России, а комиссарские семьи и жены живут в роскоши, утопают в шелках, купаются в русском золоте и вине. ​ ​ Ненавистники Святого Креста Русского народа, комиссары-коммунисты, вам обещали свободу… а дали насилие, ​ неволю, кровавый гнет и кандалы. Вам обещали равенство… а дали нищету, смертельный голод, людоедство. Вам обещали братство… а дали братоубийственную войну и море Русской крови.

Вас обманули кровавые палачи русского народа. Стоном стонет русский народ, взывая к помощи братьев своих, а ваши комиссары ​ и ​ их подголоски торопят вас поскорее захватить Приамурский Земский Край — эту последнюю надежду на Воскресение Руси, этот последний оплот русского духа. ​Им нужен Приамурский Земский Край, чтобы окончательно торжествовать победу антихристова племени над Русским народом и Православной Русью…»

 

— 2001 г. Основание Свято-Серафимовского мужского монастыря

Основание Свято-Серафимовского мужского монастыря на острове Русском, во Владивостоке. Основан по благословению архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина в 2001 году. На Дальнем Востоке — это единственный островной монастырь. Задолго до основания Свято-Серафимовского мужского монастыря здесь находилась небольшая церковь при одной из воинских частей, расквартированных на острове. Церковь была открыта в бараке, который мог за один раз поместить почти 800 человек. ​Спустя 10 лет, в 1914-м году, походная церковь переместилась в новое кирпичное здание. Освящение храма было выполнено во имя Серафима Саровского. Храм не был единственным на острове, до революции культовых сооружений насчитывалось больше дюжины. ​ ​ ​ После событий 1917-го года Свято-Серафимовский мужской монастырь был покинут своим полком, ушедшим на фронт. Вскоре он был переподчинен Владивостокской епархии (до этого он напрямую подчинялся Святейшему Синоду). ​В 1923 году в Свято-Серафимовском мужском монастыре были продолжены богослужения, однако для них приходилось получать разрешения НКВД. Здание церкви принадлежало Совету рабочих и крестьян Приморского края, у которого его арендовали.​ ​В результате гонений на веру в молодой советской стране православные организации Приморского края постепенно прекратили свое существование. Свято-Серафимовский мужской монастырь был разграблен местными жителями. С целью его сохранения от грабежей здание было передано на нужды населения и переделано в клуб.​ 5 августа 1995 г., после долгого безвременья, на острове регистрируется православная община и просит городские и флотские власти о возвращении здания бывшего храма.

 

— 2013 г. † Алексей Алексеевич Сенин

​Не дожив одного дня до своего 68-летия, скончался Алексей Алексеевич Сенин, русский журналист и общественный деятель, основатель и бессменный главный редактор православно-патриотической газеты «Русский Вестник». Почетный координатор Общероссийского общественного движения «Народный Собор».​ ​По убеждениям монархист, сторонник восстановления самодержавия в России путем призвания Царя Земским Собором. Выступал за воссоединение Русской Православной Церкви с Русской Православной Церковью Заграницей. Награжден медалью св. блгв. кн. Даниила Московского и орденом св. равноап. вел. кн. Владимира III степени Украинской Православной Церкви.​ ​Замечательная русская поэтесса Н. Карташева говорила: «Сенин — главный редактор лучшей в сегодняшней России русской национальной газеты. За последние полтора десятка лет множество новых русских изданий кануло в Лету, к некоторым потеряли интерес читатели, другие были явно ангажированы, третьи старались давать материалы, вызывающие нездоровый интерес, и… несть им числа. «Русский вестник» выстоял, окреп, обрел свой сильный голос и стал любим в народе. Что спасло газету в нынешнем мятежном мире? На чем выстоял «Русский вестник»? На чем стояла всегда Россия — на правде. Чтобы в наше лукавое время говорить правду нужна не только смелость и честь, но и вера в Бога, и любовь к Родине».

 

​Автор: Чернозатонский Игорь Александрович

Поделиться ссылкой: