— 1440 г.​ Рождение Великого князя Иоанна III Васильевича

Княжил с 1462-1505 гг., сын московского Великого князя Василия II Васильевича Темного и княжны Марии Ярославны, дочери серпуховского князя. ​4 июня 1452 года обвенчался с великой княжной Марией, дочерью великого князя Тверского Бориса Александровича, у них родился сын Иван Молодой. Желая узаконить новый порядок престолонаследия и отнять у враждебных князей всякий предлог к смуте, Василий II еще при жизни своей в 1448 году назвал Ивана Великим князем. Все грамоты писались от имени двух великих князей.​ ​В 1459 году Иван III осуществил свой первый самостоятельный поход на татар.​ ​К 1462 году, когда умер Василий, 22-летний Иван был уже человек много повидавший, со сложившимся характером, готовый к решению трудных государственных вопросов. Он имел крутой нрав и холодное сердце, отличался рассудительностью, властолюбием и умением неуклонно идти к избранной цели.

— 1671 г. 2-й брак царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной

​После недолгого вдовства царь Алексей Михайлович женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной, представительнице небогатого и незнатного рода. ​Несмотря на столь скромное происхождение, Наталья Кирилловна получила великолепное по тем временам воспитание в доме царского друга боярина Артамона Сергеевича Матвеева, слывшего в Московском государстве самым просвещенным и передовым человеком. Считается, что именно в доме боярина Матвеева ее и увидел Алексей Михайлович.​ Наталья Кирилловна была призвана на собранный со всей страны смотр невест и повенчана с царем 22 января 1671 года, когда ей было 19 лет. ​От этого брака в царской семье родились две дочери и сын, в живых остались двое – сын Петр, будущий царь Петр I Великий и дочь Наталья. Пять лет брака прошли в любви и согласии.

— 1716 г. Русско-мекленбургский договор

В Петербурге был подписан русско-мекленбургский договор. Согласно этому договору Карл Леопольд брал себе в супруги племянницу царя Петра I Екатерину Ивановну, а царь Петр со своей стороны обязывался обеспечивать герцогу и его наследникам безопасность от всех внутренних беспокойств военною рукою.​

— 1719 г. Указ царя Петра I

Об учинении общей переписи людей податнаго состояния, о подаче ревизских сказок, и о взысканиях за утайку душ. ​«…Ради расположения полков армейских на крестьян всего Государства, брать во всех Губерниях сказки с таким определением о Дворцовых и прочих Государевых, Патриарших, Архиерейских, монастырских, церковных, помещиковых и вотчинниковых селах и деревнях, також однодворцам, Татарам и ясачным… без всякой утайки, не взирая ни на какия старыя и новыя о дворовом числе и поголовныя переписки, но учиня самим переписки правдивыя, сколько где в которой волости, в селе или в деревне крестьян, бобылей, задворных и деловых людей (которые имеют свою пашню) по именам есть мужеска пола, всех, не обходя от стараго до самаго последняго младенца, с летами их, и подавать те сказки в Губерниях…»

 

— 1725 г. Последняя исповедь и причастие Императора Петра I

​Больной Император Петр I последний раз в этой жизни исповедовался и причастился Святых Христовых Тайн.

 

— 1826 г. Милость Императора Николая I

Государственный Совет приговорил одного государственного крестьянина за произнесение в разговоре со своим братом бранных слов в адрес Государя к наказанию кнутом и «по поставлении штемпельных знаков» (то есть выжиганию каленым железом на лице знаков, свидетельствующих о том, что он каторжник) к ссылке навсегда в каторжную работу.

На мемории Государственного Совета, представленной на утверждение, Император Николай I наложил резолюцию: «Простить».​ ​И затем на протяжении всего своего царствования Император Николай I ни разу не изменил этому раз и навсегда принятому правилу.

— 1903 г. † Феогност (Лебедев)

​Митрополит Киевский и Галицкий.

В миру Лебедев Георгий Иванович, родился в 1829 году в семье священника Тверской епархии. В 1849 году по окончании Тверской духовной семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1853 году со степенью магистра богословия. ​ ​ ​ Отличался добротой, общедоступностью и внимательностью ко всем. Был неутомимым в проповедовании слова Божия: действовал на пасомых в духе и ревности древних святителей Православной Церкви. Во всех местах своего служения владыка Феогност умножал и украшал храмы Божии, вводил институт миссионеров, устраивал церковно-исторические древлехранилища и церковно-приходские школы, учреждал просветительные братства. Особенную ревность проявил он к возобновлению древних исторических храмов. Владимирский кафедральный собор, разрушавшийся и приходивший в ветхость, стараниями владыки был обновлен в его первоначальном виде. По прибытии в Новгород архиепископ Феогност ревностно принял на себя заботы по восстановлению еще более древнего памятника — собора Святой Софии. В Киеве он обратил особенное внимание на обновление церкви Киево-Печерской лавры. ​Скончался в Санкт-Петербурге. Погребен в Киево-Печерской Лавре.

— 1918 г. Святейший Всероссийский Собор

​Выступление члена Святейшего Всероссийского Собора священника г. Уфы Владимира Востокова, произнесенное 22 января 1918 года, то есть на третий день провозглашения патриархом Тихоном анафемы большевикам: ​«В этом зале слишком много было сказано о переживаемых ужасах, и если еще все их перечислять и описать, то можно было бы наполнить этот огромный зал книгами. Поэтому я уже не буду говорить об ужасах. Я хочу указать на тот корень, из которого создались эти ужасы. Я понимаю настоящее собрание как совет духовных врачей над опасно больной матерью – родиной. Когда врачи приходят лечить больного, то они не останавливаются на последних проявлениях болезни, но смотрят вглубь, исследуют коренную причину болезни. Так и в данном случае нужно обнаружить корень переживаемой родиной болезни. С этой кафедры, перед алтарем просветителя России святого князя Владимира свидетельствую священническою совестью, что русский народ обманут, и до сих пор никто ему не сказал полной правды. Настал момент, когда Собор, как единственно законное и действительно избранное народом собрание, должен сказать народу святую правду, не боясь никого, кроме Бога одного. […]​ ​Собор должен сказать, что в феврале-марте произведен насильственный переворот, который для Православного Христианина есть клятвопреступление, требующее очищения покаянием. Всем нам, начиная с Вашего Святейшества и кончая мною – последним членом Собора, должно преклонить колена пред Богом и просить, чтобы Он простил нам наше попустительство развитию в стране злых учений и насилия. Только после всенародного искреннего покаяния умирится и возродится страна, и Бог возвысит нам свою милость и благодать. А если мы будем только анафематствовать, без покаяния, без объявления правды народу, то нам скажут не без основания: «И вы повинны в том, что привело страну к преступлениям, за которые ныне раздается анафема. Вы своим малодушием попустительствовали развиваться злу и медлили называть факты и явления государственной жизни их настоящими именами». […] ​ ​ ​ ​ Пастыри Церкви, защитите душу народную! И если мы не скажем народу полной правды, не призовем его сейчас же к всенародному покаянию в определенных грехах, мы выйдем тогда из этой палаты соборной изменниками и предателями Церкви и Родины. В том, что сейчас говорю, я так непоколебимо убежден, что не задумаюсь повторить то же, если бы мне сейчас и умереть предстояло. Необходимо возродить в умах людей идею чистой, центральной власти, затуманенную всероссийским обманом <…> Единственное спасение русского народа – Православный русский мудрый Царь. Только через избрание Православного, мудрого, русского Царя можно поставить Россию на путь добрый, исторический и восстановить добрый порядок. Пока же у нас не будет Православно-мудрого Царя, не будет у нас и порядка, а будет литься народная кровь, и центробежные силы будут разделять единый народ на враждующие кучки, пока исторический поезд наш совершенно не разобьется или пока народы чужие не поработят нас как толпу, не способную к самостоятельной государственной жизни. […]

Все мы должны объединиться в одну христианскую семью под знаменем святого Животворящего Креста и под руководством Святейшего патриарха сказать, что социализм (а ныне глобализм (ред.), призывающий будто бы к братству, есть явно антихристианское злое явление <…> Если мы это скажем честно и открыто, то я не знаю, что будет с нами, но знаю, что будет тогда жива Россия!»

— 1938 г. † Ивановские священномученики

Священномученики: Иоанн Доброхотов, Николай Бухарин, Иаков Зяблицкий, Петр Зяблицкий, Иоанн Коржавин, Иоанн Розанов, Иоанн Успенский и Евфимий Тихонравов, пресвитеры, расстреляны в Иванове.

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович

 

Поделиться ссылкой: