— 1696 г. Указ Боярской думы о создании Русского Флота
«Морским судам быть! А скольким, о том справиться о числе крестьянских дворов, что за духовными и за всяких чинов людьми, о том выписать и доложить, не замолчав, и положить суды по дворам сколько пристойно». Этот день принято считать официальной датой рождения регулярного Русского Флота.
— 1825 г. Император Александр I побывал в Крыму
Император Александр I побывал в Крыму, где осмотрел Гурзуф, Алупку, Ботанический сад и Ореанду. Чрезвычайно довольный этими местами, Император сказал князю Волконскому: «Я скоро переселюсь в Крым и буду жить частным человеком. Я отслужил 25 лет, и солдату в этот срок дают отставку».
— 1853 г. Россия объявила войну Турции
Издан Манифест Императора Николая I о войне с Турцией. Началась Крымская (Восточная) война, в которой Россия стремилась усилить свои позиции на Балканах, поставить под контроль черноморские проливы, если удастся, то изолировать и Францию на Ближнем Востоке. В свою очередь правительства Англии и Франции мечтали, ослабив Россию, укрепиться на Ближнем Востоке и на Балканах, уничтожить русский Черноморский флот. Английские и французские политики планировали также отторгнуть от России в пользу Турции Кавказ, Крым и ряд других областей.
— 1860 г. † Императрица Александра Федоровна
Супруга Императора Николая I, мать Государя Александра II Освободителя. Родилась 1 июля 1798 г. в Берлине и была дочерью короля Прусского Фридриха-Вильгельма III и королевы Луизы-Августы-Вильгельмины. В 1814 г. Великий князь Николай Павлович (будущий Император Николай I), отправляясь подолгу службы в Берлин, где стояла разгромившая Наполеона русская армия, увидел и полюбил принцессу Шарлотту; в том же чувстве призналась и она в письме к своему брату Вильгельму. В 1817 г. принцесса приехала в Санкт-Петербург, а 1 июля 1817 г. состоялось бракосочетание Александры Федоровны (как нарекли принцессу по присоединении к Православию) и Великого князя Николая. Александра Федоровна считалась одной из самых красивых женщин своего времени, ей была посвящена строка В.А.Жуковского (обучавшего будущую Императрицу русскому языку) «Гений чистой красоты», повторенная затем А.С.Пушкиным.
По восшествии на Престол Императора Николая I, 22 августа 1825 г. Александра Федоровна была коронована в Москве, а 12 мая 1829г. и в Варшаве. С 1828 г. в ее ведение поступили все учреждения Императрицы Марии Федоровны; она лично вникала в их устройство, увеличила число и реорганизовала их. Более 2/3 личных сумм Царица тратила на дела благотворения и милосердия; помощь выражалась не одними деньгами, но и участием ко всякому, доходившему до ее сведения, горю. Царица покровительствовала Императорскому женскому патриотическому обществу и Елизаветинскому институту. Частые поездки Императрицы заграницу, вызывавшиеся болезненностью, тоже сопровождались щедрыми затратами на благотворения. Похоронена Императрица в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, ее именем назван Александринский театр.
— 1864 г. Рождение Великой княгини Елизаветы Федоровны
Старшая сестра Царицы Мученицы Александры Федоровны. При рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская, вторая дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучка английской королевы Виктории.
— 1888 г. † Николай Михайлович Пржевальский
Генерал-майор Генерального штаба Пржевальский не держался правил «толерантности». «Для успеха далекого и рискованного путешествия в Центр Азии необходимы три проводника: деньги, винтовка и нагайка. Деньги – потому что местный люд настолько корыстен, что, не задумываясь, продаст отца родного; винтовка – как лучшая гарантия личной безопасности, тем более при крайней трусости туземцев, многие сотни которых разбегаются от десятка хорошо вооруженных европейцев; наконец, нагайка необходима потому, что местное население, веками воспитанное в диком рабстве, признает и ценит лишь грубую осязательную силу». Шестая по счету экспедиция-рейд Пржевальского приближалась к границе, чтобы пересечь ее. Но руководитель внезапно заболел брюшным тифом и 20 октября 1888 года скоропостижно скончался на боевом посту. На его смерть А.П. Чехов написал слова, которые можно отнести ко всем разведчикам, честно выполнившим и выполняющим свой долг сегодня: «В наше больное время, когда европейскими обществами обуяла лень, скука жизни… когда даже лучшие люди сидят, сложа руки, оправдывая свою лень и свой разврат отсутствием определенной цели в жизни, подвижники нужны, как солнце… Есть, есть еще люди подвига, веры и ясно осознанной цели».
Могила Николая Михайловича Пржевальского находится на территории парка, там же находится его музей. Это место расположено в 7 км от Каракола, на берегу Иссык-Куля, где Пржевальский завещал себя похоронить. Пржевальский умер в самом начале своего второго путешествия в Тибет. Всего у него было пять путешествий по Дальнему Востоку, Средней Азии, Монголии, Китаю и Тибету, во время которых он и его соратники прошли и проехали на лошадях десятки тысяч километров по пустыням, горам и долинам этого региона. Он провел в путешествиях 10 лет из 49.
— 1894 г. † Император Александр III
Император именовался в официальной литературе Миротворцем (единственный из монархов, при котором Россия не воевала). Он всячески поощрял развитие отечественной промышленности, видя в этом возможность сохранения и укрепления Россией статуса великой державы. В сфере культуры, идеологии и национальной политики был усилен акцент на русскую «национальную самобытность», проводилась политика ужесточения административного преследования религиозного инакомыслия, русификации национальных окраин, ограничения прав не православного населения. В годы царствования Императора Александра III территория Империи была расширена в Средней Азии до границ с Афганистаном, с общим увеличением на 430 тыс. кв. км.
Александр III, как отмечал А.А. Мосолов, «стремился быть русским и проводить это во всем, что касалось его личной жизни. Во всем, что он делал, ясно виделась мысль: чтобы быть русским, не надо быть чересчур лощеным».
В государственной политике он принял следующую программу действий:
1. Удовлетворять народному чувству, по которому Россия должна принадлежать русским;
2. Освободить нашу внешнюю политику от опеки иностранных держав;
3. Упорядочить и скрепить внутренний строй управления;
4. Развивать духовные и материальные силы русского народа.
Для достижения этих целей в русском государстве должны господствовать
а) Русская государственность, т.е. русская государственная власть и русские учреждения, примененные, где то требовалось, к бытовым условиям инородцев и окраин;
б) Русская народность, освобожденная от иноплеменного преобладания;
в) Русский язык как общегосударственный;
г) Уважение к вере, исповедуемой русским народом и его Государем.
Относительно других мер по развитию духовных сил русского народа Государь Император Александр III высказал свою волю:
а) о необходимости ограничить наплыв в средние и высшие учебные заведения евреев, лишавших русское население значительного числа вакансий в этих школах;
б) об ограничении вреда, приносимого классической системой образования, отнимавшей у русских детей и юношей время к лучшему познанию их родины и время, необходимое для физического развития молодых организмов.
Он был одним из самых набожных монархов. В день кончины и дни, ей предшествующие, при Императоре, кроме духовника императорской семьи протопресвитера Иоанна Янышева, преподавшего в последний раз Императору Святые Таины, также находился с 8 октября прибывший с великой княгиней Александрой Иосифовной протоиерей Иоанн Сергиев (Иоанн Кронштадтский). Он присутствовал в момент самой смерти Императора, возложив, по его свидетельству, свои руки на его голову, по просьбе умирающего.
Спустя неделю после трагедии гроб с покойным Императором отправился в Петербург в последний путь. Траурная процессия от вокзала до Петропавловской крепости двигалась почти четыре часа. Погребение состоялось 7 ноября в Петропавловской крепости.
5 ноября 1894 года во время заседания Сената Франции, Шалль-мель-Лакур — его председатель, сказал в своей речи, что русский народ переживает «скорбь утраты властителя, безмерно преданного его будущему, его величию, его безопасности; русская нация под справедливой и миролюбивой властью своего императора пользовалась безопасностью, этим высшим благом общества и орудием истинного величия». Примерно в таком же ключе писала и французская пресса: «Он оставляет Россию более великой, чем ее получил».
Другая газета — «Revue des Deux Mondes» — вторила словам В.О. Ключевского: «Это горе было и нашим горем; для нас оно приобрело национальный характер; но почти те же чувства испытывали и другие нации… Европа почувствовала, что она теряет арбитра, который всегда руководился идеей справедливости». Этот день в Царской Семье неизменно отмечался заупокойным богослужением. При этом следует отметить, что, согласно «Панихидной росписи», даже поминовение усопших Царствующих Особ не совершалось в воскресные и праздничные дни, а переносилось или на канун этих дней или в следующую ближайшую субботу. В последний раз Царская Семья совершила церковное поминовение Императора Александра III в 1917г. в Тобольске. Из дневника Царя — Мученика: «20-го октября. Пятница. Сегодня уже 23-я годовщина дорогого Папа и вот при таких обстоятельствах приходится переживать! Боже, как тяжело за бедную Россию! Вечером до обеда была отслужена заупокойная всенощная».
— 1894 г. Провозглашен Государем Всероссийским Николай II
Провозглашение наследника Цесаревича и Великого князя Николая Александровича Государем Всероссийским Николаем II.
— 1905 г. Cмотр революционных сил
В Москве 20 октября происходили грандиозные похороны Баумана — безвестного ветеринара-социалиста, которого 18 октября убил железным ломом мастеровой Михалин, бросившийся на «человека с красным флагом». Это был смотр революционных сил и первые в России «гражданские похороны». Стотысячная толпа с пением «Марсельезы» и «Похоронного марша» двигалась рядами, с несчетными красными флагами; порядок поддерживали боевые дружины. Но с тротуаров за шествием следили враждебные группы, и революционеры чувствовали себя неспокойно. На обратном пути, уже вечером, дружинникам в неосвещенной улице у Манежа почудилась засада «черной сотни», и они открыли огонь. Помещавшиеся в Манеже казаки, решив, что на них нападают, выскочили из здания и начали отвечать залпами. Дружинники рассеялись, было 6 убитых и около сотни раненых.
— 1918 г. Наступление атамана Краснова
Донская армия атамана Краснова Петра Николаевича начала наступление против большевиков в Донбассе.
— 1922 г. Исход Белого движения
Рано утром 2 ноября 1922 г. (почти через пять лет после начала Белого движения в России), по только что выпавшему снегу, Михаил Константинович Дитерихс вместе со Штабом Рати первыми перешли границу. 3 ноября 1922 г. последние белые ратники отступили в Китай (всего за границу из Владивостока и через Посьет ушло около 20 тысяч человек). Исход Белого движения в России проникнут мистической символикой. Буквально через несколько часов после перехода границы бойцами Земской Рати был спущен национальный флаг на другом конце Русского Приморья. В далеком Петропавловске-Камчатском генерал-майор Иванов-Мумжиев отдал приказ об оставлении Камчатки и эвакуации в Японию. Теперь в России действовали только Сибирская Добровольческая Дружина генерал-лейтенанта А.Н. Пепеляева, сражавшаяся в Якутском Крае до июня 1923 г., и казачий отряд войскового старшины Бологова, оставшийся под Никольск-Уссурийским.
Так была перевернута последняя страница трагической гражданской войны…
— 1995 г. † Митрополит Иоанн (Снычев)
В миру Снычев Иван Матвеевич, митрополит С.-Петербургский и Ладожский, духовный лидер православно-национального движения, всероссийский проповедник, христианский мыслитель и писатель, доктор церковной истории.
Родился в с. Ново-Маячка Херсонской обл. 9.10.1927 г., в крестьянской семье. Он пришел к Богу в 16 лет. Это случилось 1 августа 1943 г., в день памяти прп. Серафима Саровского и канун праздника Пророка Илии. В тот вечер он пришел на танцплощадку, чтобы посмотреть, как отдыхают другие. И вдруг произошло нечто необычайное: «Будто пелена свернулась с моих глаз — слева направо,— рассказывал впоследствии владыка, — и в образах танцующих я увидел не людей, а кривляющихся бесов, от которых исходил смрад и леденящий, адский холод». Когда видение кончилось, будущий архипастырь в страхе бежал с танцплощадки. Бежал — с верой в Бога. Издательство «Царское дело» выпустило в свет в 1991—95 г.г. книги владыки Иоанна «Самодержавие Духа», «Одоление смуты», «Голос Вечности», «Русь Соборная», «Стояние в вере»…
Владыка неустанно напоминал, что русский — понятие не национальное, а вероисповедное, что Россия сильна только верой Православной, а без нее Отечество наше ждет разорение и окончательная погибель: «Помним ли, знаем ли мы, что означает быть русским? Что для этого надо? Достаточно ли иметь соответствующую запись в паспорте или требуется нечто еще? Если требуется, то что именно? Ответить на эти вопросы — значит обрести точку опоры в восстановлении национально-религиозного самосознания, опомниться после десятилетий атеистического космополитического забытья, осознать себя — свой путь, свой долг, свою цель. Для этого надо, прежде всего, вернуть народу его историческую память. Только вспомнив, «откуда есть пошла Русская земля», где, в какой почве окрепли благодатные корни, в течение десяти веков питавшие народную жизнь, можно правильно ответить на вопросы, не ответив на которые не жить нам дальше, а догнивать. На этом пути не обойтись без Православной Церкви, древнейшего хранилища живой веры и нравственной чистоты. Без ее любовного, отеческого окормления — запутаемся и заблудимся, утонем в пучине противоречивых стремлений, честолюбивых амбиций, лукавых советов».
«Россия… Святая Русь… Дом Пресвятой Богородицы… Что стоит за этими именами? Не разобравшись в том, каково действительное, непридуманное содержание тысячелетней русской истории, в том, чем была Русь в собственных глазах и пред лицем Божьим, — не устраним и нынешний пагубный разброд в среде русских патриотов. Россия есть государство народа русского, которому Господь вверил жертвенное, исповедническое служение народа-богоносца, народа — хранителя и защитника святынь веры. Эти святыни есть религиозно-нравственные начала, позволяющие строить жизнь личную, семейную, общественную и государственную так, чтобы воспрепятствовать действию зла и дать наибольший простор силам добра. Именно таким было исторически сложившееся самовоззрение россиян. Это — основа основ русского самосознания в том виде, в котором сформировали его десять веков отечественной истории. Оно столетиями лежало в основании государственной политики Русской державы».
«Смута означает утерю народом, обществом, государством согласного понимания высшего смысла своего существования». «Не случайно обе величайшие русские смуты (XVII и XX вв.) связаны с цареубийством. В первом случае обезумевшая толпа, обманутая самозванцем, вломилась в Кремль, предав законного государя, сына Бориса Годунова Феодора Борисовича с матерью в руки бессовестных убийц, во втором — у Императора Николая II насилием и ложью было вырвано отречение от престола, в результате которого полтора года спустя вся Августейшая семья пала жертвой убийц-изуверов…».
«Ни молитвы праведников, ни подвиги терпения скорбей сами по себе недостаточны для того, чтобы обуздать злокозненных бесов смуты, зловещих демонов междоусобия и раздора. Необходимо осознанное покаяние, закрепленное соборным действием, направленным на устранение причин, породивших хаос».
«Восстановление монархии в России немыслимо без одновременного духовного возрождения и всестороннего просвещения обманутого и оболганного русского человека, который стараниями разномастных политиканов сегодня окончательно запутался в вопиющих противоречиях эпохи. Необходимо найти действенные и эффективные способы, чтобы объяснить людям: монархия означает вовсе не произвол бесконтрольной власти, но, наоборот, — самую совершенную форму правовой государственности, возводящую ответственность как правителей, так и подданных к высшим источникам правосознания — к совести, к патриотизму, к Богу и Его святым заповедям».
Благодаря активной публицистическо-проповеднической деятельности, митрополит Иоанн стал признанным духовным лидером православно-патриотических, национальных сил России, создателем современной идеологии русского национального возрождения. Он стал тем звеном, которое соединило современную Россию с ее многовековой исторической и религиозной традицией, доказав жизнеспособность и перспективность «русской идеи» перед лицом либерально-демократического засилья и богоборческих прожектов «нового мирового порядка».
«Доктрина митрополита Иоанна» сводится к нескольким важнейшим истинам:
– «Русская идея» — это неутолимое стремление к святости, праведности и чистоте;
– «Русская демократия» — это соборность;
– «Русская идеология» — это Православие;
– «Русский порядок» — это державность;
– «Русское государство» — это Россия во всем многообразии исторических форм ее существования;
– государственно-политический и одновременно нравственно-религиозный идеал России — Святая Русь;
– Патриотизм — религиозный долг каждого благочестивого христианина;
– Русская Православная Церковь — соборная совесть народа…
Митрополит Иоанн скоропостижно скончался в результате сердечного приступа. Похоронен он на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Надпись на кресте лаконична: «Иоанн (Снычев), Божией милостию митрополит С.-Петербургский и Ладожский, священноархимандрит Александро-Невской лавры».
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович