— 1658 г. Валиесарский договор

В деревне Валиесари близ Нарвы (эстонское название Валлисаари, шведское — Плюсемюнде) между Швецией и Россией было заключено перемирие, завершившее русско-шведскую войну 1656-1658 гг. ​С российской стороны договор подписали князь И. С. Прозоровский, думный дворянин А. Л. Ордын-Нащокин, стольник И. А. Прончищев, дьяк Г. С. Дохтуров, дьяк Е. Юрьев; от Швеции — барон Густав Бьелке, барон Бенгт Хорн, гоф-рат Сильверштерн, гоф-рат и бургграф Филипп фон Крузенштерн. ​По Валиесарскому договору занятые русскими войсками эстляндские и лифляндские города Кокенгаузен (Кукейнос, Царевичев-Дмитриев); Нейгаузен (Новый городок, Вастселинна); Юрьев (Дерпт, Дорпат, Тарту); Мариенборг (Алыст, Алуксне); Анзль (Анцен, Ангела); Сыренск (Серенвд, Васкинарва), Динабург (Двинск, Даугавпилс); Режица (Резекне); Лютин (Люпин, Лудзу); Марнауз (Улех) на время перемирия (на три года) оставались под властью России.​ ​Между государствами восстанавливалась свободная торговля: русские получили торговые дворы в Стокгольме, Риге, Ревеле (Колывани), Выборге, Нарве (Ругодиве), шведы — в Новгороде, Москве, Пскове. Обе стороны освобождали пленных.

— 1699 г. Указ царя Петра I

Царь Петр I издал указ о введении заимствованного с Запада летосчисления: день после 31 декабря 7208 г. от Сотворения мира – (разница – 5508 лет) было предписано считать 1 января 1700 г. от Рождества Христова.​ ​ ​ ​Ранее Новый год начинался 1 марта – в день сотворения Адама и Евы; с 1492 г. до 1700 г. – 1 сентября, эта дата по-прежнему отмечается в Православии как церковное Новолетие. ​»Поелико в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря. ​А в знак доброго начинания и веселия, поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшение из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».

— 1753 г. Указ Императрицы Елизаветы Петровны​ ​ ​ ​ ​ ​

​»Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов».​ ​​ ​ ​ Эта мера обеспечила успешное развитие внутренней торговли страны и ускорила процесс формирования всероссийского рынка.​​ ​Важность отмены внутренних таможен в России отмечали иностранные наблюдатели, писавшие, что «сие учреждение много содействовать будет в процветании коммерции внутри сей Империи».​

— 1782 г. Доношение осетинских старшин Императрице Екатерине II

​Императрице Екатерине II было передано Доношение осетинских старшин о верности осетин России и Православию и желании их поселиться на реке Терек.​ ​А через два года по распоряжению Императрицы Екатерины II 6 мая 1784 года был основан Владикавказ- русский форпост близ осетинского селения Дзауджикау на правом берегу Терека «при входе в ущелье Кавказских гор».

— 1816 г. Изгнание иезуитов

​Император Александр I изгнал иезуитов из Петербурга, а Мальтийский орден — из России.

— 1904 г. Падение Порт-Артура

​Для японцев и для гарнизона было неожиданностью, когда 19 декабря командующий войсками генерал А.М.Стессель прислал к генералу Ноги парламентеров о сдаче. Геройская оборона обрывалась на акте слабодушия: и по численности войск, и по количеству запасов можно было продержаться еще две-три недели, может быть- месяц, защищая шаг за шагом позиции. В Порт-Apтуре сдалось 45.000 человек, в том числе около 28.000 способных носить оружие, и 13.000 больных и раненых в госпиталях.​ ​Завершена героическая 329-дневная оборона Порт-Артура. Несмотря на самоотверженные действия русских войск город был сдан японцам. Перед сдачей экипажами на внутреннем рейде подорваны броненосцы «Ретвизан», «Победа», крейсера «Джигит» и «Стрелок», канонерская лодка «Отважный». Броненосец «Севастополь» (капитан 1 ранга П.О. Эссен) вышел на внешний рейд, дал бой и был затоплен экипажем. Скрытно в нейтральный порт ушел миноносец «Статный» со знаменами, документами и ценностями крепости и эскадры. В битве за Порт-Артур японцы потеряли 112 тысяч человек, русские—27 тысяч человек.​​ «Отчего мы не могли ныне победить врагов-язычников, при нашем храбром воинстве? Скажем не обинуясь: от неверия в Бога, упадка нравственности и от безсмысленного толстовского учения «не противься злу», следуя которому, сдался на капитуляцию Порт-Артур, а военные суда – в постыдный плен со всем инвентарем. … Вот от этого неверия и от своего гордого, кичащегося разума и надмения своего военною силою мы и терпим всякие​ поражения​ и​ сталипосмеянием для всего мира! Страшный урок дан Богом русской интеллигенции, не верующей в Бога и себя боготворящей. Научись, Россия, веровать в Правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству» (святой праведный Иоанн Кронштадтский, 1907 г.).

— 1908 г. † Святой праведный Иоанн Кронштадтский

​В 7 часов 40 минут утра на восьмидесятом году жизни скончался протоиерей Иоанн Кронштадтский (Сергиев).​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

Кронштадтский Пастырь был высоко ценим Императором Александром III и его сыном Императором Николаем II. Об этом свидетельствует участие о. Иоанна, по высочайшей воле, в богослужениях и таинствах, связанных с важнейшими событиями жизни Православной Империи и Царской Семьи: при последних минутах жизни, отпевании и погребении Императора Александра III, при совершении бракосочетания Царственных Мучеников, Короновании и Помазании их на Царство, крещении их первородной дочери и Наследника Цесаревича. Почитание о. Иоанна Царской Семьей было неизменным до самой его кончины.​ ​ ​Святой праведный Иоанн Кронштадтский уже при жизни почитался православным народом как Всероссийский Пастырь, как «святой батюшка». Он понес людям слово любви и свои святые молитвы. Всероссийский батюшка активно поддержал простых русских людей, стихийно выступивших в смутные годы «первой революции» на защиту православной государственности. Он благословил создание Союза Русского Народа и вступил в него рядовым членом. ​ ​Обращаясь к русским людям, Иоанн Кронштадтский говорил: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры… Восстань же, русский человек! Перестань безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу — и вам, и России».

— 1912 г. ”Правительственный Вестник” — № 278

​«Святейший Синод, признавая желательным ознаменовать в церковных школах исполняющееся 21-го февраля 1913 года трехсотлетие Царствования Дома Романовых, определил установить следующий порядок празднования в церковных школах сего достославнаго события:

​ 1) 20-го февраля 1913 года все учащиеся церковных школ должны присутствовать в церкви за положенными по церковному уставу в тот день часами и имеющей быть совершенной после сих часов, согласно определению Святейшаго Синода от 19-28 ноября 1912 года, панихидой, а 21-го февраля за литургией и благодарственным Господу Богу молебствием причем учащиеся, перед началом церковных служб, собираются в школе, откуда в порядке следуют вместе с учащими в храм.Если в школе имеется особая благолепно украшенная школьная святая икона, то учащиеся идут в церковь к божественной литургии с преднесением сей иконы, с коей затем, по окончании церковных служб, и возвращаются в школу в том же порядке;

2) в самый день празднования, 21-го февраля, в церковных школах устраиваются чтения, где окажется возможным, с туманными картинами, посвященныя трехсотлетию Царствования Дома Романовых, по брошюре, разосланной для сего по школам училищным советом при Святейшем Синоде, с произнесением во время сих чтений учащимися стихотворений, относящихся к сему событию, и исполнением школьным хором народного гимна и других патриотических песен, помещенных в упомянутой брошюре. Приэтом в тех местах, где несколько школ, настоящее празднование надлежит устроить совместно для учащихся всех школ, если позволит школьное помещение; самыя школьныя помещения надлежит украсить внутри и снаружи флагами, хвоей и т.п., особенно должно позаботиться об украшении портрета Государя Императора и других Царственных Особ, портреты коих имеются в школе; в этот же день сделать смотр “потешным организациям” из учащихся в церковных школах, где таковыя есть, и раздавать учащимся гостинцы, где окажутся на это средства;

3) независимо от сего, предложить заведующим и учащим церковных школ заблаговременно, посредством бесед и чтений, ознакомить учащихся с предстоящим достославным событием в жизни русской Православной Церкви и Русского государства».

 

​- 1970 г. † Борис Платонович Башилов

​Юркевич Борис Платонович, писатель, историк и общественный деятель. ​Родился в 1908 г., в г. Златоуст Челябинской обл. Отец его был директором учительской семинарии, статский генерал, умерший от голода во время революции. Фамилию Башилов, которую писатель взял себе как творческий псевдоним, носил один из его предков с материнской стороны. У дочери писателя до сих пор хранится старинный картон с графическим изображением кабинета А.А. Башилова — флигель-адъютанта Императора Павла I. По отцовской линии Башилов был в родстве с выдающимся русским философом П.Д. Юркевичем.​ ​В течение 50-х Башилов создает семь книг «Истории русского масонства», а в 60-е еще 2: восьмую и девятую (последняя так и не увидела свет при его жизни). Опираясь на серьезные исторические материалы XVII—XX вв., Башилов показывает «вольных каменщиков» как страшную антинациональную силу, стремящуюся погубить и расчленить Россию. Башилов рассматривал масонство не просто как западническую организацию, а как идеологическое оружие, направленное против России. ​ ​ Башилов стремился собрать и систематизировать как можно больше материалов о подрывной деятельности ​ масонских организаций. С этой целью он издает альманах «Былое и грядущее». Вышло десять номеров. Очерки о масонстве в царствование Николая II, опубликованные в альманахе «Былое и грядущее», впоследствии составили девятую книгу «Истории русского масонства».

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой: