— 1598 г. Окончательное покорение Сибири

Бой воеводы Воейкова с Ханом Кучумом. ​Русские настигли Кучумово становище в Барабинской степи, после жестокого боя перебили множество его людей и захватили в плен его семью. Сам Кучум с несколькими верными людьми бежал по Оби. ​Первое покорение Сибири Ермаком после его гибели привело к восстановлению ханской власти. Второе покорение было начато в царствование Феодора, сына Иоанна Грозного. Казачья тактика скоропалительных военных походов была изменена на стратегию последовательного строительства на реках крепостей и оставления в них постоянных гарнизонов — в первую очередь по рекам Туре, Пышме, Тоболу, Тавде, а затем Лозьве, Пелыму, Сосьве, Таре, Кети и, конечно, Оби. Решающая битва с ханом Кучумом уже не потребовала больших сил…

 

— 1743 г. Петр​ Федорович (будущий Император Петр III)​ подписал отречение от шведского престола

​В этом документе, обнародованном 20 августа, подчеркивалось, что он отказывается за себя и своих потомков от доставшихся ему​ «в​ Королевско-Шведском​ Доме…​ наследственных​ претензий​ и​ ​ прочих требований». ​Теперь​ судьба внука Императора Петра I была связана с Россией бесповоротно.

 

— 1798 г. Первые в мире военно-морские инженерные учебные заведения

​ Император Павел I утвердил доклад «комитета по учреждению училищ для учеников штурманских и Корабельной Архитектуры» — в Санкт-Петербурге и Николаеве были основаны первые в мире военно-морские инженерные учебные заведения — Училища Корабельной Архитектуры.​ ​Главной обязанностью училищ была подготовка для адмиралтейств, портов и контрольных экспедиций необходимого числа корабельных мастеров и подмастерьев, а также подготовка молодых людей к занятию различных должностей по морскому департаменту.​ Николаевское училище корабельной архитектуры просуществовало всего 5 лет. В 1803 г. его расформировали, а воспитанников перевели в училище Санкт-Петербурга. ​В Петербургское училище принимались дети дворян, офицеров и солдат в возрасте 12-14 лет, умевшие читать и писать, обладавшие хорошим здоровьем и способностями. Обучение продолжалось 6 лет. Первый выпуск состоялся в 1805 г., а к 1827 г. училище дало флоту около 70 кораблестроителей.

 

— 1812 г. Воззвание М. Кутузова к смоленским жителям

​В пору​ наполеоновского нашествия на Россию предводитель русского войска М.И.Кутузов обратился с воззванием к смоленским жителям: «… Враг мог разрушить стены ваши, обратить в развалины и пепел имущество, наложить на вас тяжкие оковы, но не смог и не возможет победить и покорить сердец ваших. Таковы россияне! Царство Российское издревле было единое душа и единое тело…».

 

-​ 1849 г. †​ Павел Васильевич Чичагов

​Русский адмирал. В 1799 г., командуя эскадрой Балтийского флота, возглавлял экспедицию по высадке русских войск в Голландии. С 1802-1811 гг. министр морских сил, член Государственного совета с 1811-1834 гг.​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

 

— 1909 г. Закладка Государева Феодоровского собора в Царском Селе

​Первый закладной камень был положен самим Царем Николаем II 20 августа 1909 г. Торжественный молебен по этому случаю совершил преосвященный Феофан, епископ Ямбургский. ​При Соборе был устроен пещерный храм. Появлению Пещерного храма Собор обязан особому почитанию Царской Семьей прп. Серафима Саровского. Для храма было приобретено большое количество подлинной старины от московских собирателей и коллекционеров. В верхнем храме иконы и утварь были новыми, лишь изготовленными по старинным образцам.​ ​Пещерный же храм заключал в себе собрание подлинных святых древностей. Серафимовский храм обогатился также и святынями. В нем был ковчег с частицами мощей Серафима Саровского. На престоле храма находилась дарохранительница, изображавшая сень над ракою с мощами батюшки Серафима. С благословения митрополита Московского Владимира (Богоявленского) в храм была передана частица мощей св. кн. Анны Кашинской. С левой стороны от входа находилось изображение Серафима Саровского работы иконописца В.П. Гурьянова, справа — икона Божией Матери «Умиление» (снимок с иконы, которая находилась в келии​ святого старца). Но главной святыней храма был бесценный дар вел.кн. Елизаветы Федоровны — мантия прп. Серафима Саровского.​ ​Во время пребывания Царской Семьи в Царском Селе Собор являлся «приходом Их Императорских Величеств», посещавших этот храм во все праздничные и воскресные дни. Во дни говенья Царственные мученики обычно молились в Серафимовском храме. Сама атмосфера Пещерного храма, тишина подземелья, тихий свет лампад особенно располагали к покаянию. Есть предание, что Николай II в дни Великого поста молился там в одиночестве до глубокой ночи. Любила Пещерный храм и Царица. Для нее была устроена особая комната, которую так и называли — молельня Императрицы, в которой Александра Федоровна могла уединиться в молитве, не покидая храма во время богослужения. ​В целом собор был посвящен Феодоровской Божией Матери, перед иконой которой в 1613 г. в Ипатьевском монастыре Костромы был благословлен принять Царский венец​ первый Царь Дома Романовых Михаил Федорович.

 

— 1912 г. Освящение собора во имя Феодоровской иконы Божией Матери

​Состоялось торжественное освящение нового собора во имя Феодоровской иконы Божией Матери, считающейся заступницей всех Романовых. На торжествах в Царском Селе присутствовала вся Августейшая семья.​ ​После революции в 1930-х собор был закрыт. ​ Он сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. В 1991 г. Собор был передан Русской Православной Церкви. В том же году в одном из парков Царского села была чудесным образом обретена Феодоровская икона Божией Матери, ставшая одной из почитаемых святынь собора.​ 17 июля 1993 г. близ Собора был освящен памятник Государю Императору Николаю II, выполненный петербургским скульптором В. Зайко.

 

— 1913 г. † Игумен Арсений (Алексеев)

​Миссионер-проповедник, вдохновитель и организатор Союза русского народа. Родился в 1845 г. В возрасте 14 лет оставил мир и ушел на Святую Гору Афон. С началом революционных беспорядков игумен Арсений стал публиковать краткие послания, в которых пытался вразумить русских людей, вставших на путь борьбы с властью. В одной из них он писал: «Россия превращается в содом и вавилон, а что горше слышать, что у нас даже во дни великих святых постов открываются театры, где дни и ночи люди проводят в пиршествах, и забывают свое христианство, и эти нечестивые пиролюбцы и развратники резко оскорбляют Бога и привлекают гнев Божий на все наше Отечество». Вместе с А.И. Дубровиным, А.А. Майковым и И.И. Барановым (которые, видимо, были его духовными чадами) игумен Арсений стоял у истоков СРН. Он нередко в дальнейшем подписывался «главный учредитель Союза русского народа». А об этом историческом событии рассказывал так: «В первых числах октября 1905 г. прибыл я в Петербург из своей обители — Воскресенского миссионерского монастыря, встретил страх и ужас в народе от истребления православных. Толпа русского народа, узнав о моем прибытии, явилась ко мне за словом утешения. Моя квартира каждый день была переполнена плачущими. 12 октября Господь вложил мне благую мысль оказать противодействие революции открытием «Союза русского народа». Эта мысль тотчас же была объявлена мною собранию русских людей, между которыми присутствовал некто уважаемый Иван Иванович Баранов. Все одобрили мое предложение, и по чину святых Апостолов положили две записки пред иконою Тихвинской Божией Матери. С горькими слезами просили мы у Царицы Небесной благословения на открытие Союза. Молитва наша была услышана. Взятый мною билетик оказался с благословением. После этого мы принесли благодарственное моление и приступили к открытию Союза. Все мои почитатели с любовию спешили присоединиться к нам и между прочим — Александр Иванович Дубровин, которого единогласно мы избрали в председатели. Благодаря неутомимой энергии г. Дубровина, наш Союз стал быстро разрастаться и привлек миллионы истинно​ русских людей со всей России». Вскоре после создания СРН 23 декабря 1905 г. Государь принял депутацию Союза. В ее составе на Высочайшем​ приеме был и игумен Арсений. Сказав краткое приветственное слово, он поднес Императору икону Архистратига Михаила. Но самое главное — ​ воспользовавшись случаем, он передал Государю свою брошюру «Выписки тяжких ересей, от которых погибает Церковь и Государство наше».

Московский СРН поднес ему икону московских святителей с надписью: «Союз Русского Народа отцу игумену Арсению во дни гонения его за верность Православию и Русскому Самодержавию из Петрограда в Соловецкий монастырь». В последнем прощальном слове о. Арсений сказал: «Повсеместно в России поражаются и погубляются защитники Отечества, и аз, многогрешный защитник Самодержавия, ныне волею духовного начальства моего отправляюсь в Соловецкий монастырь. Поистине пришел сын погибельный, который скоро и царство жидовское возобновит по пророчеству. …Молитесь, возлюбленные братия, о Государе, да охранит Его Всевышний от сетей вражеских, ​ и не забывайте заповедей Божьих!». ​Игумен Арсений составил и специальную покаянную молитву Русского Народа:

«Господи, спаси Царя нашего и всю державу Его, не даждь врагом нашим посмеятися над нами: прости грехи наша и грехи отец наших. Тебе, Господи, слава, а нам стыд за дела наша. О Господи, прости прегрешение наше ради русских святых предков наших, иже умоляют Тя о нас, аще и согрешихом пред Тобою, но не отступихом от Тебя, ниже прострахом рук наших к Богу чуждему. Умилосердися, Господи Боже наш, укроти раздоры и нестроения в Отечестве нашем. Поистине вся злая сия постигоша нас собственно ради неправд наших и попрание всех законов и повелений Твоих. Поистине уподобились мы содомским и вавилонским нечестивцам. Враг же спасения нашего и восстави от среды нас многие сыны губительны и общества преступников, иже злая совещают на истребление вся власти наша, и дерзают на погубление и истребление Помазанника Твоего, и даже покушаются на разрушение святого царственного града нашего. …Все мы, достойные купно с пастырями умоляем Тя Всесильного и Премудрого Бога нашего: токмо Ты Един Всесилен могий все беды и скорби от нас устранить и упразднить, мир и тишину Отечеству нашему возвратить, и спасти Помазанника Своего и святый царственный град наш от мужей губительных, и злые советы их рассыпать, и обратить их к покаянию… Ты, Господи, слышал молитву предков наших и спасал Отечество наше, то и ныне все мы умоляем Тя, Отца милости и щедрот, услыши молитву нашу и спаси ны от рук враг наших, да избавившеся от лютых бед и скорбей, прославим великолепное имя Твое Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Скончался в 1913 в Андреевском скиту на Афоне.

 

— 1917 г. Письмо Поместному Собору

​Письмо митрополиту Киевскому и Галицкому Владимиру (Богоявленскому) П.А. Иванова

Г. Вязьма Смоленской губернии, 20 августа 1917 г.

Ваше Высокопреосвященство, Преосвященнейший Владыко Отче Владимир!

Простите меня, преданного чада Православной Церкви раба Божия Петра за моё дерзновенное послание Поместному Собору Православной Церкви в лице Вашего Высокопреосвященства. Не будучи призван от мирян в Собор, как сын, глубоко любящий свою родину мать Россию, и глубоко верующий в доктрины Евангельского учения и в то, что 300 лет назад народ русский был сильнее духом Веры Христианской, молю Тебя, Отче Владыко! Поведай [Поместному] Собору, чтобы [его члены] ознакомились с подлинным актом [Земского] Собора 1613 года об избрании на Царство Михаила Феодоровича [Романова], обратили бы внимание на заключительную часть его, относящуюся прямо к нам, потомкам, и высказали бы своё мнение в поместном Соборе. Я глубоко убеждён и верю, что если мы, потомки, будем игнорировать эту заключительную часть грамоты Собора предков 1613 года, то Россия погибнет. Грамота Собора 1613 года ныне должна быть у Временного Правительства. ​Преклоняя колена и мысленно призывая благословение Вашего Высокопреосвященства, испрашивая Ваших молитв, Владыко, остаюсь преданный чада Православной Церкви раб Божий Петр Алексеев[ич] Иванов.

г. Вязьма Смоленской губернии».

 

— 1918 г. † Александр Львович Гарязин

Предприниматель, публицист, редактор-издатель еженедельника «Дым Отечества», один из организаторов Всероссийского Национального союза (ВНС). ​В конце 1912 г. начал издавать еженедельник «Дым Отечества», который стоял на позициях русского национализма.​ Издатель ставил перед собой серьезную цель: «сплотить русских людей, идущих вразброд, как это обнаружилось после недавних выступлений некоторых националистов». Причем, сплотить русских людей он намеревался на твердой национальной основе, на принципах, актуальных и по сей день: «Только при торжестве русского самосознания и при главенстве русского народа на имперской территории и на всех ступенях государственной власти возможен спокойный прогресс для сотен народностей, вкрапленных в русскую».

Расстрелян.

 

— 1918 г. †​ Леонид Николаевич Бобров

Леонид Николаевич Бобров родился в 1858 г. в дворянской семье. Получил высшее юридическое образование, служил присяжным поверенным в Москве. В 1905 г. был в числе основателей одной из первых монархических организаций Союза русских патриотов, член Союза Русских Людей, деятельный участник монархических съездов и конференций. В 1910 г. переехал в Москву.​ Стал кандидатом в члены Главного Совета Союза Русского Народа, членом Русского Собрания, в 1915 г. секретарем Совещания монархистов в Петрограде. Арестован ЧК 21 мая 1918 г. Расстрелян.

 

— 1918 г. †​ Лука Тимофеевич Злотников

​Художник Лука Тимофеевич Злотников родился 10 октября 1978 г. в крестьянской старообрядческой семье в Витебской губернии. Закончил Художественно-промышленную школу Общества поощрения художеств. Прославился своими антииудейскими шаржами, которые публиковал под псевдонимом Л.Зло, сотрудник монархических газет «Земщина» и «Вече», издатель журнала «Паук». В 1913 г. кандидат в члены Главной Палаты Русского Народного Союза имени Михаила Архангела, принимал активное участие в процессе по расследованию ритуального убийства Андрея Ющинского. Во время Первой мировой войны служил в трофейной комиссии, дважды арестовывался Временным правительством. 21 мая 1918 г. арестован ЧК по делу «Каморры народной расправы» и заточен в тюрьму. Расстрелян.

 

— 1918 г. † Василий Петрович​ Мухин

Василий Петрович Мухин родился в 1868 г. Был крупным сахарозаводчиком в Риге, активно занимался благотворительностью, построил здание для гимназии в Рославле, платил стипендии неимущим гимназистам. Арестован ЧК 4 июня 1918 г., обвинялся в том, что дал Л.Т.Злотникову средства для рассылки прокламации «Каморры народной расправы». Расстрелян.

 

— 1918 г. †​ Иосиф Васильевич Ревенко

Иосиф Васильевич Ревенко родился в 1886 г. В 1912 г. был председателем Николаевского отдела Союза Русского Народа, участник 5-го и 6-го Всероссийских монархических съездов, секретарь Совещания монархистов в Петрограде в 1915 г., член Совета монархических съездов. После революции жил в Петрограде, был председателем Совета Союза домовых комитетов и председателем Казанской районной управы. Арестован 22 мая 1918 г., при обыске у него изъяты монархические прокламации, фотографии убиенного Андрея Ющинского. Расстрелян.

 

— 1918 г. †​ Николай Александрович Ларин

Николай Александрович Ларин родился в 1894 г. До Первой мировой войны был студентом юридического факультета Петербургского университета, сотрудничал в «Русском знамени». С началом войны призван в действующую армию, был военным корреспондентом на австрийском фронте, в 1915 г. контужен и после лечения комиссован. Занимался кооперацией. В 1916 г. стал председателем Петроградского отдела Отечественного Патриотического Союза. 12 июля 1918 г. арестован ЧК. Расстрелян.

 

​ — 1919 г. Белая армия входит в Киев

​Белая армия под командованием Деникина входит в Киев.

 

— 1945 г. Капитуляция Японии

​Япония подписывает акт о капитуляции. Японии запрещено иметь свои вооруженные силы, а юг Сахалина и Курильские острова переданы СССР . ​Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2-го сентября 1945 года 3 сентября был объявлен «Праздником всенародного торжества — ​ победы над Японией». Но​ на сегодняшний день он не числится в списке памятных дат в Федеральном законе «О днях воинской славы и памятных датах России». В результате победы Россия вернула принадлежавшие ей земли, отторгнутые Японией в 1905 году, и на долгие годы обеспечила мир на своих дальневосточных границах. ​Были полностью освобождены Манчжурия, Ляодунский полуостров, Восточный Китай, южный Сахалин, Курильские острова и северная часть Кореи по 38-й параллели. В боях с Квантунской армией погибло 12 тысяч советских солдат и офицеров. За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в боевых действиях с японскими милитаристами 308 тысяч советских воинов награждены орденами и медалями, 93 — удостоены звания Героя Советского Союза. Вклад СССР-России в поражение Японии был решающим, однако, если День Победы над Японией отмечается в Китае, Монголии, обеих Кореях, наконец, в США и Великобритании, то в России – нет.​ ​Медаль «За победу над Японией» есть, а самой Победы — нет. Причем, этой замечательной медалью было награждено более 1 миллиона 800 тысяч человек!

 

— 1982 г. † Иеромонах Серафим (Роуз)

​Автор православных книг. Иеромонах Серафим (Роуз) Родился в 1934 г. с именем Евгений в американской семье (с материнской стороны в нем текла норвежская кровь, с отцовской – французская и датская), но с юных лет стремился постичь истину о смысле бытия, не находя этого смысла в общепринятой американской жизни. Автор уникальных книг «Православие и религия будущего», «Душа после смерти» и др., раскрывающих с точки зрения Православия многие проблемы современного мира. Стал видным деятелем Руской Зарубежной Церкви.

«Православие, — учил Серафим Роуз, — единственная истинная Церковь Христа, единственное чистое христианское учение. Это налагает на верующих обязательство рассказывать о Церкви прямодушно, не лукавя, с любовью, прежде всего — с любовью к Божьей истине». По благословению свт. Иоанна (Максимовича) основал братство прп. Германа Аляскинского, которое располагалось сначала в Сан-Франциско, а затем в Платине (Северная Калифорния), где ныне находится монастырь прп. Германа Аляскинского. В 1977 г. о. Серафим после 8 лет пустынножительства принял священство. Ежедневно о. Серафим совершал суточный круг богослужений, сам участвовал в хозяйственных работах, рубил дрова, ухаживал за огородом. При этом еще много переводил святоотеческие творения и писал. О. Серафим очень любил Россию, русский народ, среди которого яркими огоньками светят судьбы смиренных мучеников и стойких исповедников. Иной раз, видя в храмах истово молящихся коленопреклоненных русских бабушек, о. Серафим не мог сдержать слез. В них, в этих немощных старушках, видел он образ славного прошлого. Он считал, что Россия последний оплот православного мировоззрения, она была «Третьим Римом», сдерживающим натиск антихриста вплоть до свержения Царя и его мученической кончины. Своему другу, о. Герману, он говорил: «Какой же ты счастливый — в твоих жилах течет русская кровь».

​Скончался от болезни в 1982 г., в возрасте 48 лет. Православные всего мира чтут его как подвижника. Готовится его канонизация.

 

​Автор: Чернозатонский Игорь Александрович

Поделиться ссылкой: