— 304 г. Священномученик Киприан и мученица Иустина

В III веке в царствование римского императора Декия жил в Антиохии языческий мудрец, знаменитый волхв Киприан. Став служителем сатаны, он призвал на помощь бесов, чтобы соблазнить святую Иустину. Ее стойкость побудила его отречься от сатаны, покаяться и стать священнослужителем.​ ​ ​ ​ ​ Священномученик обратил ко Христу столько язычников, что в его епархии некому было приносить жертвы идолам, и их капища были заброшены. Святая Иустина удалилась в монастырь и была избрана в игумении. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане епископ Киприан и игумения Иустина были схвачены и привезены в Никомидию, где после лютых мучений усечены мечом. В Русской Православной Церкви издавна принято молиться святым Киприану и Иустине о защите от злых духов.

 

— 936 г. † Блаженный Андрей, Христа ради юродивый

Был славянин и жил в Х веке в Константинополе. С юных лет полюбил храм Божий и Священные книги. Однажды в сонном видении блаженный увидел два войска. В одном были мужи в светлых одеждах, в другом – черные и страшные бесы. Ангел Божий, который держал в руке чудесные венцы, сказал Андрею, что венцы эти – не украшение земного мира, а небесное сокровище, которым Господь награждает Своих воинов, побеждающих черные полчища. «Иди на добрый подвиг, – сказал Ангел Андрею, – будь юродив ради Меня и много получишь в день Царства Моего.» Понял блаженный, что Сам Господь призывает его на подвиг. С этого времени Андрей начал ходить по улицам города в рубище, как будто разум его помутился. Многие годы терпел святой насмешки, оскорбления. Благодушно сносил он побои, голод и жажду, стужу и зной, прося милостыню и отдавая ее другим нищим. За свое великое терпение и смирение святой получил от Господа дар пророчества и прозорливости, спас многих от душевной погибели и обличил многих нечестивцев. Во время молитвы во Влахернском храме святой Андрей сподобился узреть Пресвятую Богородицу, покрывающую молящихся Своим омофором. Скончался блаженный Андрей в 936 году.

 

— 1368 г. † Благоверная Княгиня Анна Дмитриевна Кашинская

​Великая княгиня, в иночестве София, в схиме Евфросинья, жена св. Михаила​ Ярославича, великого князя тверского и владимирского, дочь Дмитрия Борисовича, князя ростовского, сопричтенная православной церковью к лику святых.​ ​Родилась в Ростове около 1280 г. Шла замуж из Кашина и венчана с князем Михаилом в Твери 8 ноября 1294 г.​ ​Оплакав мужа (отца четырех ее сыновей и дочери), мученически убитого в Орде 19 ноября 1318 г., постриглась в тверском Софийском монастыре осенью 1320 г.​ По смерти трех сыновей своих переселилась к четвертому, Василию, в Кашин около 1347 г. и тут умерла 2 октября 1368 г. Тело ее, погребенное в бывшем кашинском соборе Успения, найдено нетленным еще в 1581 г. и, объявленное мощами, лично перенесено Царем Алексеем Михайловичем в новый Воскресенский собор в 1651 г. Занимает особое место среди святых Русской Православной Церкви, ибо она была канонизирована дважды. После ее первого прославления она стала, в царствование Алексея Михайловича (1645-1678 г.), причиной спора между раскольниками-старообрядцами и Патриархом Никоном, ибо ее рука была сложена для крестного знамения двуперстным сложением, а не трехперстным, как это делают по обычному православному обряду. Поэтому Патриарх вычеркнул ее имя из списка русских святых. В царствование Николая II, по инициативе Императора, она снова была канонизирована. Но даже тогда ее прославление не прошло без помех: когда ее мощи перевозились на поезде из Ростова Великого, оказалось, что гроб пустой. После того, как поезд был опечатан и обыскан, мощи были найдены.

 

— 1504 г. † Кассиан Грек

​Угличский преподобный, в миру князь Константин Мангупский, родственник последнего греческого императора Константина Палеолога, приехал в Россию с его племянницей Софией, невестой вел. кн. Иоанна III Васильевича. Знатным грекам ее свиты раздавали высокие придворные места и звания, но богомольный и смиренный кн. Константин принял лишь скромную должность ближнего боярина при Ростовском архиепископе Иоасафе (в миру — князь Оболенский). В 1489 г. владыка Иоасаф удалился на покой в Ферапонтов монастырь. Князь сопровождал его, хотя об иночестве еще не думал. Но в первую же ночь ему явился во сне прп. Мартиниан Белоезерский и, угрожая ему своим посохом, потребовал, чтобы князь постригся. Потрясенный видением, князь Константин покорился.​ Ему нарекли имя Кассиан. Тяжелые монастырские работы не устрашили смиренного духом бывшего князя, в безмолвии, молитве и строгом послушании он скоро превзошел всю братию. ​В 1492 г. прп. Кассиан подвизался уже отшельником на берегу р. Учмы, вблизи Углича. По поручению своего друга прп. Паисия Угличского, который перед своей кончиной завещал ему свою братию, преподобный Кассиан наставлял в милосердии к бедным, молитве об усопших и послушании.

 

— 1552 г. Царь Иоанн Грозный взял Казань

​Волга стала вся Русской рекой, тем самым было прорублено «окно» в Азию. 2 октября. На рассвете царь назначил войску “пить общую чашу крови”. Приказано брать город приступом. Все готово к страшной битве. Стан опустел. В его безмолвии слышалось пение иереев, которые совершали Литургию. Государь оставался в церкви с немногими из близких людей. Восходило солнце. Диакон, читая Евангелие, произносит слова: “да будет едино стадо и един пастырь”. Вдруг грянул сильный гром, земля дрогнула, церковь затряслась. Иоанн, выйдя, увидел ужасные бедствия, происшедшие от русского подкопа. Густая тьма опустилась на Казань. Глыбы земли, камни взлетели над городом. В Казань ворвались русские войска. Началась страшная сеча. “Радуйся, благочестивый самодержец, — присылает, наконец, сказать Иоанну князь Михаил Воротынский.— Казань наша, царь ее в твоих руках; народ истреблен, кои в плену; несметные богатства собраны; что прикажешь?” “Славить Всевышнего”,— ответствовал Иоанн, воздев руки к небу, и велел петь молебен под святою хоругвью. Собственною рукою царь водрузил Животворящий крест, назначая быть на этом месте первой христианской церкви. ​В самый день взятия Казани — 2 октября — была сооружена в завоеванном городе обыденная церковь во имя дивных святых мчч. Киприана и Иустины, а на следующий день заложен собор Благовещения.​ После подавления последних очагов сопротивления в Казань, царь Иван Васильевич вступил в город через ворота Нур-Али (русское название «Муравлевы ворота»). Он осмотрел ханский дворец и казанские мечети, распорядился потушить бушевавшие в городе пожары и взял на себя пленного Едигер-Мухаммеда, захваченные знамена, пушки и оставшиеся в городе пороховые запасы, «а иного ничего не велел имати». Все остальное ханское достояние, равно как и уцелевшее имущество казанцев досталось рядовым русским ратникам. Велики были дары, которыми царь Иван Васильевич наградил своих воевод и отличившихся воинов. Им были пожалованы собольи шубы, бархатные ткани, кубки, кони, доспехи — на 48 тысяч рублей, «оприч вотчин, поместей и кормлений». По воле царя воевода Михаил Иванович Воротынский водрузил на Царских воротах православный крест. 12 октября 1552 года царь Иван IV покинул завоеванный город, оставив наместником князя А.Б. Горбатого, в подчинении которого находились воеводы В.С. Серебряный, А.Д. Плещеев, Ф.П. Головин, И.Я. Чеботов и дьяк И. Бессонов.​ Казань пала, и в память этого в Москве построен Покровский собор (храм Василия Блаженного). Возражая историкам-западникам, утверждавшим о «жестоком империалистическом» характере завоевания Иоанном Грозным Казанского и Астраханского ханств, философ Иван Ильин перечислил все многочисленные и опустошительные нашествия татар на Русь, в том числе и после «стояния на Угре» (1480 г.) – в 1521 г., 1537 г., 1552 г., 1571 г. (сожжение Москвы), 1591 г. – и сделал вывод: «Татары громили Московское царство с трех сторон: от Казани, от Сарая и из Крыма… Москва имела все основания считать Казань своим опаснейшим врагом: казанские татары были ближайшими, а потому и наиболее предприимчивыми громилами… Тогдашний полон был явлением жестоким: он вел к пожизненному рабству с правом продажи в другие страны. По словам летописи: татары русских «куют (в цепи) и по ямам полон хоронят». Тотчас же после завоевания Казань выдала русских пленников. 60.000 пленных вернулось из Казани только через Свияжск, несметное число вернулось на Вятку, в Пермь, в Вологду. Общее число освобожденных из одной Казани доходило до 100.000 человек.

 

— 1817 г. † Федор Федорович Ушаков

​Прославлен Русской Православной Церковью в лике святых в 2005 г. как святой праведный воин Федор Санаксарский. Выдающийся русский флотоводец, адмирал.​ Федор Федорович Ушаков родился в 1744 г., знаменитый флотоводец. Военная слава адмирала началась блестящими победами над турецким флотом в Керченском морском сражении, у острова Тендра, у мыса Калиакрия. Не менее блестящими были победы над французами: о. Корфу и другие. Не потерпел за всю свою жизнь ни одного поражения. Провёл 43 морских баталии, в них было потеряно ровным счётом 500 человек. И это притом что за все те годы под его началом ходили десятки тысяч! ​Ф.Ф. Ушаков был глубоко верующим, очень добрым, настойчивым и справедливым, особенно любим был матросами, а с офицерами был строг, требуя образцового поведения. Его фраза: «Врагов не считают, их бьют», стала крылатой на Русском флоте. Святой праведный воин Фёдор Федорович Ушаков при жизни являл собой образец скромности в быту, попечения о раненых воинах, радения о детях, внимания к нуждам людей. ​Вот как пишет греческий купец Николай Пасхалис о пребывании русского флота на греческих островах: «Поразительно благочестие Ушакова, как, впрочем, и других русских. Невероятно, но каждое воскресенье все солдаты желают посещать Божественную литургию, для них выделено шесть церквей. Видя, как они молятся, мы даже стыдимся в сравнении с ними считать себя ревностными христианами». Остаток своих дней адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же». Флотоводец умер​ в своем имении в деревне Алексеевка (ныне Республика Мордовия). Отпевали Федора Федоровича в Спасо-Преображенской церкви города Темникова. Когда гроб с телом усопшего адмирала при большом стечении народа был вынесен на руках из города, его хотели положить на подводу, но народ продолжал нести его до самой Санаксарской обители, где он и был похоронен.

 

— 1860 г. Открыт оперный Мариинский театр

​В Петербурге на Театральной площади на месте сгоревшего театра-цирка был торжественно открыт оперный Мариинский театр. Название Мариинский получил по имени супруги Императора Александра II императрицы Марии Александровны. Сезон открыла опера Михаила Глинки «Жизнь за царя». ​В 1920 г. Мариинский театр был переименован в Государственный академический театр оперы и балета. В 1935 г. ему было присвоено имя С. М. Кирова, в народе он стал называться Кировским. В 1992 г. театру было возвращено историческое название.

 

— 1881 г. † Александр Илларионович Васильчиков

​ Князь, ученый-экономист, юрист. Родился 27.10.1818 г. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1839 г.).​ ​Первым научным трудом Васильчикова, получившим мировую известность, стало исследование «Русский администратор новейшей школы».​ ​В 1876 г. Васильчиков написал сочинение о «восточном вопросе», по мнению Васильчикова, «восточный вопрос» создан желанием парализовать связь Россиисо славянскими племенами. Признавая исторические основания этой связи, Васильчиков высказывается за изгнание турок из Европы и отдачу их территории славянам и грекам. Последнее, по времени издания, исследование кн. Васильчикова «Сельский быт и сельское хозяйство в России» (1881 г.) является сжатым конспектом его сочинения «Землевладение и земледелие». На большом фактическом материале Васильчиков доказывал необходимость сохранения и укрепления крестьянской общины как средства экономического процветания России и спасения ее от революции. Убежденный сторонник местного самоуправления, Васильчиков видел в нем необходимое условие для поднятия умственного и нравственного состояния русского народа.

 

— 1917 г. Образован Временный совет Российской республики

​Был образован Временный совет Российской республики (Предпарламент) — совещательный орган при Временном правительстве. Решение об образовании Предпарламента было принято на расширенном заседании президиума Демократического совещания 20 сентября 1917 г. Согласно этому решению Предпарламент выделялся из состава совещания для выполнения функций «представительного органа», перед которым до созыва Учредительного собрания должно было нести ответственность Временное правительство.

 

— 1917 г. Письмо на Поместный Собор

​Письмо председателю Поместного Собора РПЦ православных христиан

2 октября 1917 г.

«Святые отцы, Святейший Синод, апостолы, проповедники учения Христова.

Сообразны ли Ваши дела с Вашим наименованием? Увы, увы, увы! Не все ли Вы претворились в Иуду? Он один предал Христа и удавился, а Вы не все ли на месте Иуды? Не все ли Вы – крашеные гроба снаружи, в золотых клобуках, а в мозгах – солома? Не все ли [вы] в шелковых мантиях прикрываете свою гнусную гордость, ищете земного царства свободы? Ваши помощники – священнослужители алтаря Господня, следуя Вашему примеру -​ внушают христианскому народу свободу [и] равенство. Увы, распинатели, вашей свободой разрушился трон Самодержавия. Вашей несчастной свободой страдает Помазанник Божий – Государь [Император]: оклеветан, обесчестен, изгнан; в заточении страдает невинный наследник [Престола], страдает [Царская] семья и весь род.

Господи, заступи и спаси Своею благодатию Страстотерпца Христа [Господня] – всеневинного Царя. Посмотрите [Святую] библию, святые отцы -​ умоляет Вас православный народ. Опомнитесь, снимите золотые клобуки, посыплете пеплом главы ваши, поплачьте, покайтесь. Не Вы уже призываете к покаянию православный народ, а Вас умоляет русский народ искать правды [и] истины, а не бесовской свободы.

Чем связаны вы были? Свободой развя[за]ли адское чудовище – зверя, который вышел из бездны. Кто Ваш Керенский?​ Антихрист, а Вы – его служители, как Вам покривится. Что Ваша дьявольская свобода принесла России, какую радость? Чем встретил Русский народ свободу? – Песнями, плясками, убийствами. Умоляют Вас все православные люди: опомнитесь все [вы], Иуды, пусть хотя [бы] один найдётся [как апостол] Петр – оплачет свою вину, тяжко согрешили, свергли невинного батюшку-​ Царя.

 

— 1920 г. Назначение архиепископа Евлогия

​ВВЦУ, собравшееся в Симферополе, назначает архиепископа Евлогия (Георгиевского) Управляющим Западно-европейскими русскими православными приходами на правах епархиального архиерея. На том же заседании была изменена форма поминания на сугубой ектении, — введена молитва за главнокомандующего Вооруженными силами на Юге России генерала Врангеля: вместо “благочестивейшего Государя нашего” поминали: “Благоверного вождя и правителя нашего”.

 

​Автор: Чернозатонский Игорь Александрович

Поделиться ссылкой: