Волга стала вся Русской рекой, тем самым было прорублено «окно» в Азию.
2 октября. На рассвете царь назначил войску “пить общую чашу крови”. Приказано брать город приступом. Все готово к страшной битве. Стан опустел. В его безмолвии слышалось пение иереев, которые совершали Литургию. Государь оставался в церкви с немногими из близких людей. Восходило солнце. Диакон, читая Евангелие, произносит слова: “да будет едино стадо и един пастырь”. Вдруг грянул сильный гром, земля дрогнула, церковь затряслась. Иоанн, выйдя, увидел ужасные бедствия, происшедшие от русского подкопа. Густая тьма опустилась на Казань. Глыбы земли, камни взлетели над городом. В Казань ворвались русские войска. Началась страшная сеча. “Радуйся, благочестивый самодержец, — присылает, наконец, сказать Иоанну князь Михаил Воротынский.— Казань наша, царь ее в твоих руках; народ истреблен, кои в плену; несметные богатства собраны; что прикажешь?” “Славить Всевышнего”,— ответствовал Иоанн, воздев руки к небу, и велел петь молебен под святою хоругвью. Собственною рукою царь водрузил Животворящий крест, назначая быть на этом месте первой христианской церкви.
В самый день взятия Казани — 2 октября — была сооружена в завоеванном городе обыденная церковь во имя дивных святых мчч. Киприана и Иустины, а на следующий день заложен собор Благовещения.
После подавления последних очагов сопротивления в Казань, царь Иван Васильевич вступил в город через ворота Нур-Али (русское название «Муравлевы ворота»). Он осмотрел ханский дворец и казанские мечети, распорядился потушить бушевавшие в городе пожары и взял на себя пленного Едигер-Мухаммеда, захваченные знамена, пушки и оставшиеся в городе пороховые запасы, «а иного ничего не велел имати». Все остальное ханское достояние, равно как и уцелевшее имущество казанцев досталось рядовым русским ратникам. Велики были дары, которыми царь Иван Васильевич наградил своих воевод и отличившихся воинов. Им были пожалованы собольи шубы, бархатные ткани, кубки, кони, доспехи — на 48 тысяч рублей, «оприч вотчин, поместей и кормлений». По воле царя воевода Михаил Иванович Воротынский водрузил на Царских воротах православный крест.
12 октября 1552 года царь Иван IV покинул завоеванный город, оставив наместником князя А.Б.Горбатого, в подчинении которого находились воеводы В.С.Серебряный, А.Д.Плещеев, Ф.П.Головин, И.Я.Чеботов и дьяк И. Бессонов.
Казань пала, и в память этого в Москве построен Покровский собор (храм Василия Блаженного).
Возражая историкам-западникам, утверждавшим о «жестоком империалистическом» характере завоевания Иоанном Грозным Казанского и Астраханского ханств, философ Иван Ильин перечислил все многочисленные и опустошительные нашествия татар на Русь, в том числе и после «стояния на Угре» (1480 г.) – в 1521 г., 1537 г., 1552 г., 1571 г. (сожжение Москвы), 1591 г. – и сделал вывод: «Татары громили Московское царство с трех сторон: от Казани, от Сарая и из Крыма… Москва имела все основания считать Казань своим опаснейшим врагом: казанские татары были ближайшими, а потому и наиболее предприимчивыми громилами… Тогдашний полон был явлением жестоким: он вел к пожизненному рабству с правом продажи в другие страны. По словам летописи: татары русских «куют (в цепи) и по ямам полон хоронят». Тотчас же после завоевания Казань выдала русских пленников. 60.000 пленных вернулось из Казани только через Свияжск, несметное число вернулось на Вятку, в Пермь, в Вологду. Общее число освобожденных из одной Казани доходило до 100.000 человек.
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович