— Сретение Господне Великий двунадесятый праздник Сретения Господня установлен Церковью в память о том, что на сороковой день порождения Младенца Христа Дева Мария и праведный Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм. При входе в храм их встретил старец Симеон – по преданию один из переводчиков Св. Писания на греческий язык, который усомнился в словах книги пророка Исайи, что Спаситель родится от Девы; и тогда Дух Святой обещал ему, что он не умрет, пока не увидит исполнение этого пророчества. Праздник Сретения Господня – то есть встречи Ветхого и Нового Заветов – свидетельствует о том, что Ветхий Завет не отвергается, а исполняется, потому и признан Христианской Церковью неотъемлемой частью Священного Писания.
— 1060 г. Первое вторжение половцев
Первое вторжение половцев в русские земли. Против них выступает князь Всеволод.
— 1219 г. † Великий князь Константин Всеволодович Добрый
Княжил с 1216 г. по 1219 г. Великий князь Владимирский, родился 18.05.1186 г., старший сын Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо. В 1198 г. принимал участие в походе отца на половцев, в 1206 г. отец посадил его на княжение в Новгороде, откуда он в 1207 г. ходил на помощь отцу против рязанских князей. В том же году Всеволод перевел Константина на княжение в Ростов. В 1212 г. Всеволод перед смертью вызвал Константина к себе, намереваясь передать ему Владимир, а в Ростов послал второго сына Юрия, но Константин, не отказываясь от Владимира, хотел удержать за собой и Ростов. Тогда Всеволод передал Владимир и старшинство Юрию. По смерти Всеволода между братьями началась усобица. Перевес сначала был на стороне младших братьев Юрия и Ярослава, но Константин нашел союзника в лице Новгородского кн. Мстислава Мстиславича Удалого. Юрий и Ярослав были разбиты в 1216 г. на р. Липице, и Константин занял во Владимире великокняжеский стол. Вскоре он помирился с братьями и отдал Юрию Суздаль. В 1218 г. Константин посадил сыновей: Василька — в Ростове, а Всеволода — в Ярославле. Отличался благочестием, построил в разных городах много церквей.
Умер в г. Владимире на Клязьме 2 февраля 1219 г., тело его погребено там же, в Успенском соборе. Великий князь Константин был женат на дочери Мстислава Романовича, князя Смоленского, неизвестной по имени мирскому, но в иночестве нареченной Агафией, и имел с ней трех сыновей, из которых Василько (Василий), князь Ростовский, причтен церковью к лику святых.
— 1564 г. Постановление Собора
Царь Иоанн IV и отцы Собора вместе постановили и утвердили: впредь русскому митрополиту носить белый клобук с рясами и херувимом по примеру чудотворцев Петра и Алексия; равно печатать митрополиту грамоты благословенные, ставленные и носильные красным воском, с изображением на одной стороне печати Богоматери, а на другой — руки благословляющей и вокруг нее имени митрополита; также Новгородскому архиепископу носить белый клобук и печатать красным воском по прежнему обычаю, а Казанскому архиепископу только печатать красным воском.
— 1565 г. Создание опричнины
Второго февраля 1565 года, вернувшись в Москву, царь Иоанн Грозный вновь принял власть и объявил о создании опричнины. Митрополит Иоанн Ладожский писал: «Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах,., с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы…Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная опричниной».
— 1648 г. Вышла в свет «Грамматика»
Согласно повелению царя Алексея Михайловича выпускается в свет «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, белорусского ученого, «в научение православным, паче же детям сущим».
— 1700 г. Грамота царя Петра I
Этой грамотой царь разрешил строить суда братьям Бажениным: Осипу Андреевичу и Федору Андреевичу. В 1702г. Баженины спустили на воду два своих первых торговых судна — «Св. Пророк Креститель» и «Андрей Первозванный». В феврале 1703г. Баженины получили право на свободное плавание своих судов по «чужим морям», а в 1704г. — на безпошлинную торговлю лесом и ввоз из-за границы нужного оборудования. Кроме торговых судов, они строили и китобойные для промысловой компании, а также по заказу правительства военные корабли — фрегаты, пинки, гукоры и галиоты.
— 1701 г. Указ царя Петра I
Царь Петр I издал указ о постройке на Ладоге шести 18-пушечных кораблей — начало создания Балтийского флота.
— 1821 г. Образован Департамент Государственного казначейства
При Министерстве финансов Российской империи был образован Департамент Государственного казначейства — орган руководства приёмом, хранением и выдачей государственных денежных средств.
После событий октября 1917 г. Департамент Государственного казначейства был переведен в состав Народного комиссариата финансов.
— 1906 г. Встреча Императора с дворянством
Император Николай II встретился с депутацией тамбовского и тульского дворянства. В своей речи, обращенной к депутации, он сказал: «Вы знаете, как дороги Мне интересы всех сословий, в том числе и интересы дворянства, но в данное время Меня наиболее заботит вопрос об устройстве крестьянского быта и облегчения земельной нужды трудящегося крестьянства, при непременном условии охранения неприкосновенности частной собственности».
— 1914 г. Император Николай II объявил о начале в России кампании против чрезмерного употребления алкоголя
Этот факт не очень известен, все больше поминают «царский сухой закон», введенный с началом Первой мировой войны. Начав борьбу с пьянством Император решил опираться на вполне окрепшие, «вставшие на ноги» Общества попечения о народной трезвости, которые начали свою деятельность – во время и именно в связи с Великой Реформой графа Витте, водочной монополией. Одним из пунктов той реформы и был – о деятельности этих Обществ.
— 1916 г. † Григорий Журавлев
Русский иконописец без рук и ног. «Он был без рук, он был без ног — таким его уж создал Бог» — песня-притча Светланы Копыловой о русском иконописце Григории Журавлеве. Написанные им иконы ценили в народе, потому что от них исходили особые благодать и чистота, их считали нерукотворными: без помощи Господней не может так замечательно сработать человек без рук и без ног, держа кисточку в зубах.
Имя Григория Журавлева стало широко известно в России и за границей после того, как в 1963 году в Югославии историк живописи Здравко Кайманович, проводя учет памятников культуры Сербской Православной Церкви, обнаружил в селе Пурачин икону, на которой было написано по-русски: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости того же села зубами крестьянина Григория Журавлева, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля». Госархив позднее подтвердил эти сведения: был такой иконописец.
Родился Григорий Журавлев в большой крестьянской семье в богатом селе Утевка, недалеко от Самары в 1858 году. Родители испытали глубокое потрясение, когда увидели, что младенчик – калека. У него не было ручек и ножек. Оказалось, что Гриша не обижен Богом, а особо отмечен талантом. Когда мальчик подрос, дед стал возить его в школу. Зимой на салазках, а летом на тележке. Мальчик учился писать, держа перо в зубах. И почерк у него был очень хорош. В дом Григория потянулись односельчане с просьбой написать письмо родным или прошение чиновнику. Природные способности позволили инвалиду в 22 года окончить (экстерном и с отличием) Самарскую мужскую гимназию. В учении ему помогал Бог, а в обыденной жизни – старший брат Афанасий. После смерти матери он стал для него нянькой, а вернее, его руками и ногами: носил, кормил, мыл. Любил Григорий посещать храм, куда на службы приносил его брат. У художника вместо ног чуть-чуть пониже колен были обрубки, и он все же мог ходить на коленях. Он привязывал ремнями к коленям кожаные ходульки и передвигался согласно газете «Самарские ведомости» в 1880 году: атрофированы были от кисти до плеча руки и от ступни до колена – ноги, но все же на коленях он ходить мог. Так его либо носили, либо он потихоньку перемещался сам. Григорий стал самостоятельно изучать черчение, анатомию человека, живопись, иконографию. А позже стал писать иконы. Через 5 лет юный иконописец решил подарить несколько икон высокопоставленным лицам Самары. На его «живые» иконы обратили внимание – стали поступать заказы. А вскоре Губернское земское собрание, приняв во внимание бедственное положение семьи Журавлёвых, назначило ему ежегодную пенсию в 60 рублей. В 1884 году Журавлев обратился к самарскому губернатору, всегда принимавшему участие в его жизни, с просьбой представить написанную икону святителя Николая Чудотворца Царевичу Николаю, будущему Императору. В личном архиве генерал-губернатора А.Д.Свербеева сохранилось письмо, адресованное Журавлевым Царевичу: “Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Царевичу. Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно прошу Ваше Императорское Высочество, что я, крестьянин Самарской губернии Бузулукского уезда с. Утевка Григорий Журавлев, от всего моего сердца желаю поднести Вашему Императорскому Высочеству икону – святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками по той причине, что от своей природы не имею силы и движения в руках и ногах своих. Ваше Императорское Высочество, покорно прошу Вашего Высочайшего имени принять сию икону, которую я подношу к Вашему Императорскому Высочеству от всей моей души и любви. Ваше Императорское Высочество! Покорнейше прошу Вас допустить препровождаемую сию икону до Вашего Высочайшего имени потому, что я не имею у себя рук и ног. И написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на Свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю свое мастерство по повелению Божию». Царевич икону милостиво принял. Вскоре Император Александр III пригласил Журавлева во дворец. Здесь крестьянин-живописец написал портрет семьи Романовых. В память о чудесном спасении Императорской семьи при крушении поезда от бомбы террористов в октябре 1888 года самарские дворяне заказали Григорию Журавлеву икону для поднесения Императору Александру III, о чем свидетельствуют документы, хранящиеся в Госархиве Самарской области. В 1885 году в Утевке началось строительство нового каменного храма. Церковь в честь Святой Троицы строилась по чертежам и под непосредственным руководством Григория Журавлева (таким образом, можно сказать, что он обладал и архитектурным талантом!). По его эскизам были написаны все фрески. И десятиметровый в диаметре купол храма художник расписывал сам. Он укладывался в специальную люльку и лежа работал. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. И так день за днем, месяц за месяцем, год за годом. От этой работы на лопатках и затылке художника образовались кровоточащие язвы. Кожаные ремни впивались в его тело… От постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Трескались и кровоточили губы, стерлись передние зубы. Наконец в 1892 году работа была закончена. Это был подвиг… Эти образа сохранились до сего дня: на куполе изображены Святая Троица и семь Архангелов. На фресках – апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, митрополиты Московские Петр и Алексий. Совсем недавно стал проявляться лик св. Симеона Верхотурского. В 1934 году советские власти начали разрушать колокольню. К разрушению самого храма власти приступали не один раз. Но неожиданные обстоятельства вынуждали богоборцев то и дело откладывать задуманное. Так Промыслом Божиим церковь сохранилась до наших дней. Вернули ее верующим в 1989 году. Через два года храм освятили. Администрация Нефтегорского района выделила 100 тысяч рублей на строительство разрушенной колокольни. Из Воронежа привезли 8 колоколов. На самом большом из них в честь утевского художника сделана надпись «Григорий».
Умер Григорий Журавлев 2 февраля 1916 года. По благословению правящего архиерея его похоронили в ограде сельского храма. После революции могилу сравняли с землей, и долгие годы никто даже и не вспоминал о художнике-самоучке, поразившем своим талантом Царя. Удалось определить место захоронения Журавлева в ограде утевского храма, указанное жительницей села Марией Емельяновной Пестимениной – внучкой попечителя храма Иона Тимофеевича Богомолова. На месте упокоения иконописца по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия установили православный крест – так обозначилась его могила. Сохранился дом мастера-иконописца.
— 1918 г. Расстрел крестных ходов
Расстрел многолюдных крестных ходов в Туле и Харькове во время празднования Сретения Господня.
— 1919 г. † Павел Федорович Булацель
Присяжный поверенный, публицист и общественный деятель. Родился 29.06.1867 г. в имении Малая Николаевка Славяносербского уез. Екатеринославской губ. Принадлежал к довольно известному и богатому роду. Булацели — древний дворянский род, происходивший от знатного молдаванина Варлаама Булацеля, имевшего 2 сыновей: полковника Григория и генерал-майора Илью Варлаамовичей. С возникновением патриотического движения Булацель становится его активным участником. Булацель и его жена Эльза Августовна с 1904 г. были действительными членами Русского Собрания (РС), а с 1908 г. по 1917 г. Булацель постоянно избирался членом Совета РС. Часто выступал с докладами в РС. Но наибольшую известность Булацель получил как активист и один из организаторов Союза Русского Народа (СРН). В 1905—07 гг. он был членом Главного Совета СРН, ближайшим сподвижником А.И.Дубровина. В составе депутации Союза 23 дек. 1905 г. Булацель был на Высочайшем приеме, где обратился к Государю с речью. Он говорил о значении Самодержавия, призывал Императора опереться на СРН: «Как дневной свет ненавистен кротам, так Самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает, а потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать Самодержавие, дотоле Россия не распадется… Не верьте, Государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев… Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского Государя, окруженного своим народом». Булацель активно сотрудничал в ведущей монархической газете — органе СРН «Русское знамя», в которой в 1906—07 гг. исполнял обязанности редактора, а в дальнейшем много писал для газеты, причем безвозмездно. Бескомпромиссный противник сионистов, масонов, либералов Булацель в своих обращениях к Царю разоблачал их преступные планы. Реформирование ее по западному образцу разрушит страну. «Я глубоко убежден, что конституционно парламентский строй неизбежно погубит Русское государство и приведет к всемирному краху христианской цивилизации». Этот произвол и беззаконие Булацель испытал на себе. После прихода к власти большевиков он был расстрелян без суда и следствия, а его книги запрещены и изъяты из библиотек.
— 1919 г. † Елена Адриановна Полубояринова
Елена Адриановна Полубояринова родилась в 1864 г. Русская общественная и политическая деятельница. Вдова крупного издателя купца Дмитрия Дмитриевича Полубояринова († 1905 г.). Член Русского Собрания с момента его основания. В 1907 году вступила в Союз Русского Народа, член его Главного совета. Издатель газеты «Русское знамя». При расколе СРН приняла сторону А.И. Дубровина. Во время Февральской революции была арестована, допрашивалась Чрезвычайной Следственной комиссией Временного правительства. Расстреляна Петроградской ЧК.
— 1920 г. † Дмитрий Иванович Иловайский
Дмитрий Иванович Иловайский – русский историк и публицист, автор знаменитых учебников, по которым училось несколько поколений русских людей до революции. Активно участвовал в черносотенном движении против инородческой смуты 1905 г.
— 1967 г. Арест подпольной организации
Арест в Ленинграде членов «Всероссийского Социал-Христианского Союза Освобождения Народа» — самой крупной подпольной организации в СССР послевоенного времени. »Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа» был создан в Ленинграде в феврале 1964 г. и до своего разгрома в феврале 1967 г. насчитывал 28 членов и 30 кандидатов в разных городах СССР. ВСХСОН ставил целью свержение власти КПСС и построение социал-христианского строя на основе русских православных традиций. В основном организация занималась изучением эмигрантской философской литературы и вербовкой членов; была раскрыта в результате предательства. Руководители были приговорены к длительным срокам заключения (глава И.В. Огурцов — к 20 годам тюрьмы, лагеря и ссылки, отбыл полностью весь срок). Программа ВСХСОН, отрицавшая как коммунизм, так и западную либеральную демократию, содержит много ценных идей, не устаревших по сей день.
— 2001 г. † Дмитрий Михайлович Капранов
Отец Дмитрий, протоиерей, участник православно-патриотического движения. Сын известного православно-патриотического деятеля, прот. М.С. Капранова. Родился 16.11.1964 г., в г. Горьком, через год был арестован отец. Среднюю школу закончил в г. Чебоксары, по окончании мореходного училища в г. Лиепая (Латвия) работал на промысловых судах на Д. Востоке, затем был сотрудником Красноярского краеведческого музея, Свердловской киностудии. С детства Капранов воспитывался в семье как убежденный монархист и православный патриот России, любовь к отечественной истории и духовному наследию переполняла его сердце. В 1989 г. рукоположен в сан диакона митрополитом Новосибирским и Барнаульским Гедеоном, в 1990 г. рукоположен в сан священника. Служил в штате Покровского кафедрального собора г. Барнаула. В своих проповедях он неустанно прославлял подвиг Святых Царственных Мучеников, участвовал в многочисленных общественных православно-монархических акциях как на Алтае, так и в Москве. Скоропостижно скончался от сердечной недостаточности, похоронен возле алтарной части построенного им храма.
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович