Православно-Державный календарь «ДОСТОПАМЯТНЫЕ ДНИ РОССИИ» (сокращенная версия, полная — в печатном издании)
— 1584 г. † Царь Иоанн IV Грозный
Царствовал с 1533 г. по 1584 г.
Русский народ, чуткий и отзывчивый, оценил тяжелые условия, в которых царствовал Иоанн, а поэтому не дал ему названия Кровожадного или Жестокого, а прозвал только Грозным для врагов Отечества, так же как и его великого деда — Иоанна III. Однако правление Иоанна IV Васильевича, первого Великого Князя, официально помазанного на царство на Руси в 1547 г. и этим закрепившего преемственность от Византийского Второго Рима, врагами России всегда представляется исключительно в отрицательном свете. Даже перевод слова «Грозный» на все европейские языки сделан тенденциозно: «Ужасный», хотя «Грозный» по-русски означает скорее «строгий», «грозящий» и не содержит отрицательной оценки.
Он не только утвердил царскую власть в России, но и явился основоположником понятия самодержавия, создав целую теорию монархического права. Он дал России учение о целях власти, о ее основах и пределах. Он оттенил и священный характер сана, рассуждая об отношениях подданных к царю. «Если царь несправедлив, он грешит и отвечает перед Богом, и Курбский может порицать Иоанна, как человека, — пишет он, — но не может не повиноваться тому, что божественно — его сану. Не мни праведно на человека возъярився, Богу приразится, ино бо человеческое есть, аще и порфиру носит, ино же Божественное».
В себе он видел одного из тех царей, которых помазал Бог на царство в Израиле, но также низвергал и наказывал, и считал себя призванным ответить за каждый поступок перед Царем царей. Он поставлен для доставления другим тихого и безмятежного жития, для наказания злых, для поощрения делающих добро, для осуществления правды на земле.
Все европейские соседи, по мнению Ивана IV, суть представители власти безбожной, руководимой не Божественными повелениями, а человеческими страстями: все они рабы тлена и похоти.
Не на народном суверенитете основал он свою власть, не на многомятежного человечества хотении, а на том, что «искра благочестия дойде и до Русского царства. Самодержавства нашего начало от святаго Владимира, Владимира Мономаха, и даже дойде и до нас, смиренных, скипетродержавие русского царства».
В силу Промысла Божьего, сделавшего его потомком первых самодержцев, правит Иван IV своим царством. Верховная власть принадлежит не народу, а той Высшей силе, которая указывает цели жизни человеческой.
Власть царя — миссия, свыше данная, она — служение, подвиг, а не привилегия. Монарх — лишь выразитель веры народа, а не представитель его воли.
Учение Грозного об основах власти, понятие о самодержавии как о власти, обязанной собственному праву по нравственному подвигу в силу Промысла Божия, «доведшего искру благочестия до Русского Царства и скипетродержавие до нас, смиренных», и не опирающейся на «многомятежного человечества хотение», оставалось основой русского права вплоть до 1917 г.
На сегодня известно об идущем еще с XVII века народном почитании благоверного Царя Иоанна Грозного. Однако этого первого Божьего Помазанника на Руси почитали и русские Императоры — Петр I, Александр III, и его сын святой Царь-мученик Николай II с Царицей Александрой Федоровной.
Император Петр I прямо говорил о том, что Царь Иоанн IV является для него образцом для подражания. По повелению Императора Александра III в 1882 году была обновлена икона-фреска в Грановитой палате Московского Кремля. На ней мы читаем такую надпись: «Благоверный и Христолюбивый, Богомъ венчанный Великiй Государь Царь и Великiй Князь Иоаннъ Василiевичъ, Всея ВеликiяРоссiи, многих государствъ Государь и Самодержецъ».
Митрополит Дионисий постриг Царя пред самою его смертью в монашество под именем Ионы.
— 1606 г. Погребение боярина Михаила Никитича Романова
Погребение в Москве в Ново-Спасском монастыре в усыпальнице Прародителей Царского Дома Романовых мученически скончавшегося боярина Михаила Никитича Романова.
Михаил Никитич был дядей первого царя из Дома Романовых — Михаила Феодоровича. Царь Борис Годунов, желая отделаться от возможных соискателей Престола, воспользовавшись ложным обвинением, подверг братьев Романовых опале (1600-1601 гг.). Филарет Никитич, отец царя-родоначальника Михаила был пострижен в монахи, его братья Василий и Иоанн были сосланы в Сибирь, в Пелымский край. Наиболее тяжкая учесть ожидала «могутного» Михаила Никитича. Его сослали в Приуральский Чердынский край, в Пермь Великую, в погост Ныроб для содержания его с особливою предосторожностью, «чтобы он не утек». В 1601 г. он прибыл туда. Здесь на его глазах вырыли яму, в которую его опустили, оставив небольшое отверстие, через которое давали хлеб и воду. По указанию свыше боярина Михаила держали закованного в тяжкие цепи в крепком железном ошейнике (вес оков достигал трех пудов). В таких условиях Высокий узник прожил менее года, скончавшись во второй половине 1601 г., по одним сведениям - от голода и тяжких физических страданий, по другим — задушен охраной.
В 1606 г. при перенесении тела Михаила Никитича в Москву, по свидетельству церковной летописи, «в пятый год после его кончины взято оно ничем невредимо, только от руки, от перста едина некоторую часть земля отъяла».
— 1614 г. Царь Михаил Федорович даровал Донским казакам знамя
Оно было прислано вместе с грамотой от 18 марта 1614 года. Знамя было из камки красного цвета с лазоревой опушкой. В центре двуглавый орёл, в кайме надпись: «Повелением Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руси Самодержца и при Его Государевом сыне, при Благоверном Царевиче и Великом Князе Алексее Михайловиче, писано сие знамя на Дон Донским атаманом и казаком лета 7152, Августа в 27 день».
Знамя, «с чем против недругов стоять и на них ходить», было благодарностью Царя за помощь в изгнании из России поляков.
— 1699 г. Первый морской парад
Царь Петр I провел первый морской парад. Точнее, это был не парад, а смотр сил только что созданного им Азовского флота. Предстояло заключение с Турцией мирного договора, и царь Петр I решил показать турецкому султану, что Россия на Азовском море имеет боеспособный военно-морской флот, и с учетом этого с ней следует вести переговоры.
— 1797 г. Указ Императора Павла I
Император Павел I издал Указ о свободе вероисповедания в Польше для католиков и православных.
Император своим Указом подтверждает запрещение пропаганды иноверия среди православных, суровость наказания на совращение православных в другую веру и вероотступничество, поощрение перехода в него из других вероисповеданий, стремление оградить официальную религию от влияния извне и уведомлял, что, вступив на престол «…предположил обеспечить каждому свободу исповедания веры им одержимой». Помещикам, духовенству и другого звания людям римско-католического исповедания указ запрещал «…не токмо привлекать в оное тайно советами или же… насильственно подданных наших», но и стеснять свободу тем, «кои… к Православной церкви присоединяться возжелают, под опасением за преслушание сей нашей воли наказания по всей строгости закона».
—1856 г. Парижский трактат
Россия возвращала Турции Карс в обмен на захваченные союзниками Севастополь, Балаклаву и другие города в Крыму. Уступала Молдавскому княжеству устье Дуная и часть Южной Бессарабии. А Черное море было объявлено нейтральным, и вход в него воспрещен военному флоту всех держав, в том числе и прибрежных. Право иметь на нем флот Россия возвратила себе в 1871 г.
— 1867 г. Договор о продаже земли Русской Америки
Подписан в Вашингтоне договор о продаже земли Русской Америки (Аляски и Алеутских островов) Россией Соединенным Штатам за 7,2 млн. долларов (11 миллионов царских рублей).
Первым вопрос о продаже Аляски США перед русским правительством поднял генерал-губернатор Восточной Сибири граф Муравьев-Амурский в 1853 году, указывая, что это, по его мнению, является неизбежным. В то же время эта продажа позволит укрепить позиции России на азиатском побережье Тихого океана перед лицом нарастающего проникновения Британской империи.
Изначально Аляска осваивалась частными лицами, а начиная с 1799 года, — специально учрежденной монополией — Русско-американской компанией (РАК). В начале XIX века Аляска приносила доходы в русскую казну за счет торговли пушниной, но уже к середине века стало понятно, что расходы на содержание и защиту этой территории будут весьма превышать потенциальную прибыль.
На тот момент, когда дела Русско-американской компании были не в лучшем виде, Государь Александр II пришел к выводу, что будущее России не в Америке, а в Приамурье и Приморье, только что присоединенных к Российской Империи, на развитие и укрепление которых и следовало направить силы и средства.
Миф же о том, что Аляска в действительности была не продана, а только сдана в аренду на 99 лет, появился от незнания текста договора, который долгое время был засекречен. Однако в первой статье документа четко сказано: «Его Величество Император всея России соглашается уступить Соединенным Штатам, в соответствии с этим соглашением, немедленно с момента ратификаций, всю территорию и доминион, которым теперь обладает его Императорское Величество на Американском континенте и прилегающих островах…»
При прохождении договора через Сенат США сенатор Ч. Самнер в своей речи предложил новое наименование этих территорий: «Аляска». До 1884 года Аляска находится в ведении военного министерства США, в 1884 – 1912 гг. округ, затем территория, с 1959 года — штат США.
В 1896 г. на Клондайке были обнаружено месторождение золота, что ознаменовало начало эпохи «золотой лихорадки». В XX в. на территории Аляски были также открыты крупные месторождения нефти и газа.
И по сей день на карте Северной Америки сохранились русские названия: остров Баранова, несколько Русских речек, названия улиц в Анкоридже, Кадьяке и других поселениях, а крепость Форт Росс ныне восстановлена как исторический парк.
— 1885 г. Бой на Кушке
Русские войска под командованием генерала Комарова разбили афганцев у реки Кушка, закрепив за Россией Мервский оазис (Туркмения).
К этому времени уже не один год шла «холодная война» двух империй – Британской и Российской – за гегемонию в Средней Азии. Афганистан в те годы существовал под протекторатом Британской империи. Британцы потребовали от афганского эмира оказать русским вооруженное сопротивление. Афганские войска сосредоточились на западном берегу реки Кушка, а российские — на восточном. Камнем преткновения стал оазис Панджех. Там сосредоточились афганские войска. Русский генерал Александр Виссарионович Комаров потребовал, чтобы они отступили. 30 марта он приказал своим войскам наступать на Панджех, но не открывать огонь первыми. В результате сражения афганская армия отступила.
Из доклада генерала А.В. Комарова Императору Александру III: «Полная победа еще раз покрыла громкой славой войска Государя Императора в Средней Азии. Нахальство афганцев вынудило меня для поддержания чести и достоинства России атаковать 18 марта сильно укрепленные позиции на обоих берегах р. Кушки… Афганский отряд регулярных войск силою в 4 т. человек при 8-ми орудиях разбит и рассеян, потерял более 500 человек убитыми, всю артиллерию, два знамени, весь лагерь, обоз, запасы… Английские офицеры, руководившие действиями афганцев, просили нашего покровительства; к сожалению посланный мною конвой не догнал их. Они были, вероятно, увлечены бежавшей афганской конницей».
Император Александр III – генералу Комарову: «Государь Император шлет свое Царское спасибо Вашему Превосходительству (и всем чинам) храброго (Мургабского) отряда за блестящее дело 18-го марта. Царь повелел представить наиболее отличившихся офицеров к наградам, а нижним чинам жалует 50 знаков отличия военного ордена. Вместе с сим Его Величеству благоугодно знать в подробности причины, побудившие Вас поступить вопреки переданному Вам повелению: всеми силами воздерживаться от кровопролитного столкновения».
После боя обострилось противостояние дипломатов: Россия и Британия оказались на грани войны. И все-таки русско-английская пограничная комиссия нашла компромисс, а территория, отвоёванная Комаровым, осталась российской. Там был основан город Кушка, который и сегодня является самым южным населенным пунктом нашей страны.
Это был единственный военный конфликт в годы правления Императора Александра III.
— 1961 г. Встреча иерархов Церкви с властями
В Совет по делам Русской Православной Церкви были приглашены Святейший Патриарх Алексий I и находящиеся в Москве постоянные члены Синода. Председатель Совета предложил архипастырям провести коренную реформу приходского управления: «Надо пересмотреть отдельные пункты «Положения об управлении Русской Православной Церковью», чтобы во главе общины был исполнительный орган, а не настоятель церкви».
И 18 июля 1961 г. в день памяти преподобного Сергия Радонежского, в Троице-Сергиевой лавре состоялся Архиерейский Собор, который вынужден был внести радикальные изменения в 4-ю часть «Положения об управлении Русской Православной Церковью», продиктованные Советом и негативно сказавшиеся на приходсой жизни.
Вытеснение клириков из руководства приходской жизнью было одним из направлений возобновившегося после прихода к власти в стране Н.С.Хрущева активного наступления на Церковь.
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович