Православно-Державный календарь «ДОСТОПАМЯТНЫЕ ДНИ РОССИИ» (сокращенная версия, полная — в печатном издании)
— 1462 г. На московский престол вступил Великий князь Иоанн III
Выдающимся достижением Иоанна III было свержение золотоордынского ига в 1480 г., за что он получил в народе прозвище Святой. После женитьбы на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог в 1472 г. он как бы сделал себя наследником византийских василевсов. В ряде документов Иван именовал себя «государем» и «царем», а своего внука Дмитрия венчал на царство. В его правление Русь превратилась в Российское государство, гербом которого стал двуглавый орел, заимствованный из Византии. Другим символом Московского государства стал Георгий Победоносец, поражающий копьем змия.
Иван беспощадно боролся с княжеско-боярской оппозицией. Он установил нормы налогов, собиравшихся с населения в пользу наместников. В Москве появились первые приказы, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В 1497 г. издан общерусский Судебник, с помощью которого стало проводиться судопроизводство. Большую роль стали играть дворянство и дворянское войско. В интересах дворян-помещиков был ограничен переход крестьян от одного господина к другому. Крестьяне получили право осуществлять переход только один раз в году – за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и спустя неделю после Юрьева дня. При Иване появилась артиллерия как составная часть войска. Сурово расправился Иван с движением «нестяжателей», чья деятельность была направлена на подрыв государственной мощи.
— 1647 г. Указ царя Алексея Михайловича
По указу государеву патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы со всем освященным Собором уложили: по правилам святых апостолов и святых отцов, в воскресный день отнюдь не подобает православным христианам работать, но должно приходить в церкви Божии на молитву.
В субботу вечером переставать от всякого дела за три часа до ночи, как только начнут благовестить к вечерне, прекращать торговлю, затворять ряды и торговые бани и в бани не ходить. Утром в воскресный день не отпирать рядов и ничем не торговать до пятого часу дня, а как только минет четыре часа, отворять ряды и торговать харчами и всякими товарами; корм же скотской, овес и сено, продавать во все дни и часы невозбранно.
В праздники Господские поступать так же, как и в воскресные дни; когда бывают крестные ходы, тогда в рядах ничем не торговать и рядов не отпирать, пока из ходу с крестами не придут в соборную церковь, а потом торговать.
В зимнюю же пору, когда в дне бывает семь часов, открывать в воскресные дни торговлю в начале четвертого часа дня, в субботу же вечером переставать от всякого дела за час до ночи.
Это Уложение было разослано по всей России и прочитано по церквам всему народу.
— 1714 г. Царь Петр I издал Указ «О должности фискалов»
В этом Указе были определены полномочия фискалов, процессуальные средства их деятельности.
Царем Петром I впервые в России был создан орган, специально предназначенный для контроля и надзора за соблюдением законов. В его обязанности входило тайно следить за неправильным судопроизводством и осуществлять надзор за соблюдением законов. Позже институт фискалов был преобразован в прокуратуру.
На основании этого указа в каждой губернии государства была учреждена территориальная фискальная служба, в которой состояло четыре человека, в том числе провинциал-фискал, наблюдавший за деятельностью городовых фискалов и один раз в год проводивший ревизию. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях — провинциал-фискалы, в монастырях — инквизиторы. Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах.
К фискалам предъявлялось высокие профессиональные требования. В их обязанность входило тайно проведывать, доносить и обличать все злоупотребления как низших, так и высших чиновников; преследовать и пресекать казнокрадство, взяточничество и хищения чиновниками, а также другие преступления, носящие антигосударственный и антиобщественный характер. «Во всех тех делах фискалам надлежит только проведывать и доносить, и при суде обличать, а самим ни в чем ни до кого также и в дела, глас о себе имеющия, отнюдь ни тайно, ни явно не касаться под жестоким штрафом, или разорением и ссылкою…»
Фискалы должны были также надзирать за исполнением законов. Они принимали доносы от частных лиц, имели право являться во все учреждения, заведения и другие места и требовать на просмотр все дела и документы. Они обязательно присутствовали при отобрании денег в доход государства.
— 1775 г. Манифест Императрицы Екатерины II
Государыня облегчила налоги, уничтожила разные податные сборы, отменила жестокие наказания для нижних чинов, даровала всепрощение за уголовные дела, имевшие 10-летнюю неизвестность, и простила замешанных в пугачевском мятеже.
— 1776 г. Рождение Большого театра
Московская полицмейстерская канцелярия выдала десятилетнюю привилегию на публичную театральную деятельность губернскому прокурору, князю П.В.Урусову. Ему дозволялось устраивать в Москве публичные театральные представления, а также концерты, «воксалы» и маскарады. Тогда, в первопрестольной, постоянного театра не имелось, но многие «охотники разных сословий» из дворян, мещан, купцов, приказчиков и крепостных давали представления в наемных или собственных залах.
Дата 17 марта 1776 г. вошла в историю отечественной и мировой культуры как день основания в Москве Большого театра, рождения постоянной театральной труппы. Она состояла из актеров и актрис, балетных танцоров и танцовщиц, а также музыкантов – всего 43 человека, многие из которых были выпускниками Московского университета.
— 1851 г. Войсковой праздник Амурского, Забайкальского и Уссурийского казачьих войск
Генерал-губернатор восточной Сибири А.А.Муравьев получил Высочайшее повеление Государя Императора Николая I на обращение русского населения Забайкальской области в казачье сословие. К 17 марта 1851 года к верховьям Амура были подтянуты казачьи части. Забайкальское казачье войско было образовано из части сибирских казаков, бурят, эвенкийских военных формирований и крестьянского населения некоторых районов в составе 3 конных полков и 3 пеших бригад.
Вскоре Амурский край стал российским. Пекинский трактат 1860 года закрепил его российскую принадлежность. В 1858 году учреждено Амурское казачье войско (Положение о войске утверждено в 1860 году). Войско было разделено на 4 округа: два полковых на Амуре и два батальонных (один на Амуре и один на Уссури). Позднее из него выделилось Уссурийское войско. Уссурийское казачье войско было основано в 1889 году на основе полубатальона Амурского казачьего войска, а впоследствии расширено за счет переселенцев из донских казаков и кубанских казаков.
Войсковое знамя даровано войску 19 февраля 1906 года. Полотнище тёмно-зеленое, кайма желтая, шитье серебряное, икона — Спас Нерукотворный.
Неоценим вклад казаков в освоение Зауралья. Забайкальское, Амурское, Уссурийское Казачьи Войска сыграли громадную роль в деле укрепления и удержания русской власти на далеких окраинах Сибири и Дальнего Востока.
— 1930 г. Сербы просят канонизировать Государя Николая II
30-го марта 1930 года в сербских газетах была опубликована телеграмма, что православные жители города Лесковац в Сербии обратились к Синоду Православной Сербской Церкви с просьбой поднять вопрос о причислении к лику святых покойного русского Государя Императора Николая II. Поскольку он был не только самым гуманным и чистым сердцем правителем русского народа, но и погиб славною мученическою смертью.
В сербской печати ещё в 1925 году появилось описание того, как одной пожилой сербке, у которой на войне убили двух сыновей, а один пропал без вести и считался тоже убитым, после горячей молитвы было видение. Бедная мать заснула и увидела во сне Императора Николая II, сказавшего ей, что сын её жив и находится в России, где он вместе с двумя убитыми своими братьями борется за славянское дело. «Ты не умрёшь, — сказал русский Царь, — пока не увидишь своего сына». Вскоре после этого вещего сна женщина получила известие, что сын её жив, и скоро она, счастливая, обнимала его живым, прибывшим из России на родину. Этот случай явления горячо любимого сербами русского Императора Николая II передавался из уст в уста. В сербский Синод начали поступать сведения о том, как горячо сербский народ любит русского Императора и почитает его святым.
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович