— 457 г. Святой Император Маркиан и жена его Святая Царица Пульхерия​

После смерти Феодосия Младшего на царство был избран Маркиан (450 – 457 гг.). Святая Пульхерия хотела вновь удалиться в свое уединение, но царь и сановники просили ее не оставлять управления и стать супругой царя Маркиана. Ради общей пользы она согласилась быть женой Маркиана при условии, что девственная чистота ее не будет нарушена в браке. Таким образом, царственные супруги жили в чистоте, как брат и сестра.​ ​Заботами царицы Пульхерии был созван в 451 году Собор в Халкидоне против ереси Диоскора и Евтихия. ​В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. Раздав свое имение бедным и Церкви, она мирно скончалась 54-х лет от роду в 453 году.

— 1598 г. Избрание царем Бориса Годунова на Земском Соборе в Москве

Созван был великий земский Собор из выборных представителей всего государства числом до 474 человек. ​ ​ ​ Патриарх Иов обратился к ним с речью и, объявив, что по смерти Царя Федора Ивановича ни царица Ирина, ни брат ее Борис, несмотря на все просьбы, не согласились занять царский престол, предложил: «Теперь вы бы о том великом деле нам и всему освященному Собору мысль свою объявили и совет дали, кому у нас государем быть?» Но вдруг же, не дожидаясь ответа, продолжал: «А у меня, Иова патриарха, и у митрополитов, архиепископов, епископов и у всего освященного Собора, которые при преставлении Царя Федора Ивановича были, мысль и совет у всех один, что нам, мимо Бориса Федоровича, иного государя никого не искать и не хотеть».​ После этого, естественно, и все прочие архиереи и вообще духовные лица, прибывшие из других городов в Москву, единогласно воскликнули: «И наш совет и желание то же, и мы единомысленны с тобою, отцом нашим, великим господином Иовом патриархом». А за архиереями волею и неволею то же велегласно и многократно повторяли и все бояре, и все выборные Русской земли.

— 1612 г. † Священномученик Ермоген

​Патриарх Московский и всея России, чудотворец. В Москве совершился подвиг патриарха Гермогена. Окруженный врагами, дерзостью поляков, изменою своих, он в это время явился необоримым столпом православия и образом русской крепкой ревности. Видя в лице Владислава врага веры, он отказался признавать его избрание, и разрешил народ от присяги. Чувствуя, что не до конца отрекся от родной земли Русский народ, он рассылал грамоты, призывавшие к ополчению, и пламенными мольбами успел поднять многие города. ​Жестоко и бесчинно обращались с патриархом злодеи и, наконец, заточили в Чудове. Там, одинокий, среди скорбных ужасов настоящего, среди памятников прошлой русской славы, в священной ограде Кремля, архипастырь сиял добродетелью, как лучезарное светило, готовое угаснуть, но воскресившее уже животворными лучами своими народ на новое бытие. ​Грозными прещениями (церк. — угрозы, притеснения) обступали злодеи Гермогена, чтоб отменил он восстание городов. А он все твердил: «Благословляю достойных вождей христианских утолить печаль отечества и церкви». Повели разойтись воеводам, — кричали они. — Ты дал им оружие в руки, ты можешь и смирить их. — А его слово было одно: «Пусть удалятся ляхи».

Они грозили ему злою смертью, а он, указывая на небо, восклицал: «боюся Единаго, там живущаго».​ Пленник, из тесной тюрьмы своей он сообщался с паствою: слышал звуки битв за свободу, слал борцам благословение. Пребыв верным до конца, ненавистью вражьею Гермоген заморен голодом.​ С кончины Гермогена, настал для Русской Церкви период междупатриаршества, продолжавшийся более семи лет. ​17 февраля 1913 г. в Москве были торжественно прославлены мощи святителя Гермогена. По этому случаю Государь Николай II телеграфировал Вел. Кн. Елисавете Федоровне: «Благодарю собравшихся в стенах Кремля на молитвенное поминовение Патриарха Гермогена, пример коего да светит в настоящие и будущие времена».

​ — 1621 г. Правило о поминании Ермака​ ​ ​ ​ ​

Государем Царем всей Руси Михаилом Федоровичем, Советом священного Собора и​ патриархом Филаретом указано правило: Ермаку Тимофееву сыну Повольскому, с ним каждому убиенному, кликати вечную память.

— 1672 г. † Иоасаф II

​Патриарх Московский и всея Руси в 1667–72 гг., автор посланий и грамот. Родом из Тверской земли, почему и получил свое прозвание Новоторжец. В 1654–56 гг. по назначению патр. Никона был архимандритом Богородице-Рождественского монастыря во Владимире.​ В 1656–66 гг. — архимандритом Троице-Сергиева монастыря. В 1666 г. престарелый Иоасаф был поставлен в патриархи, сменив на этом посту низложенного Церковным собором Никона. Царь Алексей Михайлович, утомленный борьбой с Никоном, пожелал иметь на патриаршем престоле «недерзновенного» человека. В период патриаршества Иосафа II была восстановлена устная проповедь в церквях. Православные миссионеры действовали на Крайнем Севере до островов Новой Земли, а на Д. Востоке — до Даурии. На Амуре, близ границы с Китаем был основан Спасский монастырь.

— 1719 г. † Борис Петрович Шереметев

​Русский генерал-фельдмаршал и дипломат. Разбил шведов при Эрестфере (1701 г.), Гумельсгофе (1702 г.), овладел крепостями Мариенбург, Нотебург (1702г.), Ниеншанц, Копорье, Ямбург, Везенберг (1703 г.) и Дерп (1704 г.). Сыграл важную роль во взятии Петром I Нарвы в 1704 г. Руководил подавлением Астраханского бунта 1705-1706 гг. В Полтавском сражении 1709г. официально являлся главнокомандующим русской армией (фактически командовал Царь Петр I). Он с большим пониманием относился к преобразованиям Царя Петра I.

 

— 1729 г. † Петр Андреевич Толстой

​Государственный деятель, дипломат, граф. Был начальником Канцелярии тайных розыскных дел (1718—26 гг.), одним из 6 членов Верховного тайного совета (с февр. 1726 г.). Во время царствования Федора Алексеевича и правления царевны Софьи Толстой принадлежал к партии противников Нарышкиных. После падения Софьи перешел на сторону Петра I, но долгое время не пользовался его доверием. Петр I послал его воеводой в Устюг. Ездил в Италию для изучения морского дела (1697—98 гг.). В 1701 г. он был назначен постоянным послом в Турцию. В 1714г. Толстой вернулся в Россию и был назначен сенатором, в 1716—17 гг. сопровождал Петра I в поездке по Европе. Добился возвращения из-за границы царевича Алексея и в 1718 г. возглавил следствие по его делу. Стал одним из ближайших доверенных лиц Царя. Тогда же Толстой был назначен начальником Тайной канцелярии. В начале царствования Императрицы Екатерины I Толстой состоял членом Верховного тайного совета и был дружен с А.Д. Меншиковым.

— 1869​ г. Первый вариант Периодической таблицы элементов

​Дмитрием Ивановичем Менделеевым была сдана в набор рукопись «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве»​ —​ первый вариант Периодической таблицы элементов. Окончательная формулировка закона была дана ученым в июле 1871​ г. ​Сообщение об открытии Менделеева было сделано редактором «Русского химического общества» профессором Н.А. Меншуткиным на заседании общества 22​ февраля 1869​ г. Сам Менделеев на заседании не присутствовал, так как в это время по заданию Вольного экономического общества обследовал сыроварни Тверской и Новгородской губерний.​ ​ ​ ​ Периодический закон был открыт Д.И. Менделеевым в ходе работы над текстом учебника «Основы химии», когда он столкнулся с трудностями систематизации фактического материала. К середине февраля 1869​ г., обдумывая структуру учебника, ученый постепенно пришёл к выводу, что свойства простых веществ и атомные массы элементов связывает некая закономерность.

— 1911 г. Первое выступление хора Пятницкого

В 1910 году Митрофан Пятницкий создаёт хор из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний, который впоследствии был назван его именем.​ 17 февраля 1911 года хор впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания.​ ​Зал Дворянского собрания был полностью заполнен публикой. Медленно раздвинулся занавес, и перед зрителями предстала обыкновенная деревенская изба, вдоль бревенчатых стен стояли грубо сколоченные лавки. Русская печка, чугунки, кочерга, ухваты… Люлька, прялки, сундук с приданым… ​ Исполнители — 11 крестьян — спокойно и естественно чувствовали себя среди этой такой простой и привычной обстановки. Они не были профессиональными актерами. Впервые за тысячелетнюю историю России русские народные песни были представлены в авторском исполнении. Именно этот «самодеятельный театр песни» произвел революцию в певческой культуре целой страны.​ Песни пели никогда нигде не учившиеся, приехавшие в город только на время выступления простые русские крестьяне. Они пели проникновенно и бесхитростно, как это было принято в их родных деревнях. «Рядили они веками родную песню, как невесту к венцу, чтобы она, желанная, увидела свет Божий», – писал в те дни Пятницкий.​ ​ ​ ​

«Народная песня, — говорил Митрофан Ефимович Пятницкий, — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и ее надо спасать».

— 1916 г. Русские войска взяли г. Битлис

Город в Юго-Восточной Турции.​ ​ ​ Первые военные столкновения под Битлисом, расположенным в современной Турции, произошли в июле 1915 г., когда русские войска предприняли безуспешный штурм укреплённого города. Второй бой начался в феврале 1916 г. и закончился взятием Битлиса русским корпусом, который в значительной мере состоял из армянских добровольцев под командованием Андраника Озаняна. Город являлся последним защитным пунктом османов, препятствовавшим продвижению русской армии в центральную Турцию и в Месопотамию.

 

— 1986 г. † Евгений Евлампиевич Алферьев

​Церковный историк, церковно-общественный деятель. Родился в дворянской семье. Девиз на родовом гербе Алферьевых: «За Бога. За Царя». Учился в Царско-сельской Императорской Николаевской гимназии. В день захвата большевиками Царского Села (окт. 1917 г.) с семьей выехал на Д. Восток. В Харбине (Маньчжурия) духовно окормлялся у прот. Иоанна Владимировича Сторожева (16.03.1878 г.–5.02.1927 г.), отслужившего последнюю обедницу в Ипатьевском доме в Екатеринбурге, за которой молились Царственные Мученики (июль 1918 г.).​ ​В 1974 г. в типографии прп. Иова Почаевского под редакцией Алферьева вышла знаменитая книга «Письма Царской Семьи из заточения», включавшая в свой состав 227 писем, написанных Царственными Мучениками после Их ареста 8.3.1917 г. В сборе материалов помогали гр. Д.С. Татищев (ск. 1972 г.) и генерал С.П. Андоленко (1907–73 гг.). Поистине вещими оказались слова Ее Высочества княжны Веры Константиновны, предпосланные этому изданию: «Да будет эта книга настольной для всех русских людей, и да послужит она опровержением той неправды и клеветы, которой все еще верят, увы, не только иностранцы, но и многие русские люди». ​ ​

Тогда же родилась мысль написать правдивую книгу о Царе-Мученике. Однако работа над ней все откладывалась. И Господь послал Алферьеву испытание, дабы в страданиях очистить душу, дав ему возможность уразуметь истину. В 1980 г. он был парализован и даже не мог дышать без помощи искусственных легких. О здравии и спасении раба Божия Евгения молилась вся братия монастыря. И Господь внял соборной молитве: к немалому удивлению врачей Алферьев стал поправляться. Однако это был уже иной человек. Пришло время написания жизнеописания Царя-Мученика (то было первое Его житие).​ ​Писал он его, по свидетельству очевидцев, «при помощи особого приспособления, одевающегося на искривленную болезнью руку, в которое вставлялась ручка». Духовно окормлялся он в этот период у архим. Антония (Ямщикова, ск. 1993 г. в возрасте 101 года). Книга «Император Николай II как человек сильной воли. Материалы для составления Жития Св. Благочестивейшего Царя-Мученика Николая, Великого страстотерпца», увидела свет в 1983 году в Джорданвилле.​ Похоронили Алферьева на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. На могильном кресте, сооруженном бывшим семинаристом болгарином Д. Блачевым в благодарность своему учителю, изображена увенчанная крестом держава и выбита надпись: «Господи, Иисусе Христе, спаси Святую Русь».

 

​Автор: Чернозатонский Игорь Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой: