— 1571 г. Государь Иоанн Грозный утвердил Устав сторожевой и станичной службы
Государь Иоанн Грозный утвердил Устав сторожевой и станичной службы, назначение которой было определено словами: «Чтобы Государевым украинам было бережнее, чтобы воинские люди на Государевы украины войною безвестно не приходили». Понимая, что интересы обороны государства требуют неослабной охраны границ, Государь Иоанн Васильевич приступает к созданию надежной пограничной и дозорно-разведовательной служб, а также к укреплению фортификационных сооружений и постройки новых оборонительных линий. Для этого, в январе 1571 года, Государь приказал князю М.И.Воротынскому собрать в Москве служилых людей пограничной службы. Это было первое военное совещание в истории России, на котором были разработаны правила пограничной службы. Иоанн Васильевич Грозный вводит в армии строгую дисциплину и иерархическую подчиненность. Устав 1571 года предусматривал строгую ответственность рядовых и начальников за нарушение сторожевой службы.
— 1781 г. Указ Императрицы Екатерины II
Этим Указом началось общегосударственная система народного образования в России, предполагавшим создание по одной городской школе в каждой части столицы. Первую такую школу Императрица собиралась учредить на средства своего Кабинета, а остальные должны были содержаться за счёт обывателей. В сентябре 1782 г. была создана особая «Комиссия об учреждении народных училищ», которую возглавил сенатор Петр Васильевич Завадовский. Комиссия утвердила план учебных заведений для всей страны, разработанный педагогом Ф.И.Янкович де Мириево, создателем и директором первой русской общеобразовательной школы. В России было решено учредить три типа общеобразовательных школ: малые (двухклассные), средние (трехклассные) и главные (четырехклассные). Реализация плана началась в декабре 1783 г., когда в Петербурге было основано Главное народное училище, а при нем Учительская семинария для подготовки преподавателей, впоследствии преобразованная в педагогический институт. В 1802 г. Указом Императора Александра I было создано Министерство народного просвещения. Это событие формально завершило организацию новой общегосударственной системы образования, начало которой было положено данным указом.
— 1810 г. Гвардейский экипаж
Это морская часть Русской гвардии, сформирована из придворной «гребецкой и яхтенской» команды созданных в 1710 г. Императором Петром I. Одним из участников его создания являлся адъютант Великого князя Константина Павловича капитан-лейтенант П. Колзаков, получивший за это “Высочайшее благоволение” Императора Александра I. Как отдельное военно-морское формирование экипаж входил в состав российской императорской гвардии с присвоением особой формы одежды. Личный состав экипажа нес службу на императорских яхтах, стоял в караулах, привлекался к смотрам, парадам, другим торжествам. Первоначально Гвардейский экипаж состоял из 4 рот, музыкантской и артиллерийской команд. Боевое крещение получил в Отечественной войне 1812 г., успешно действуя как инженерное подразделение. Особенностью действий моряков на первом этапе Отечественной войны стало то, что они, используя подручные средства, быстро сооружали переправы для отступающих русских войск, несли их охрану, а затем уничтожали мосты перед лицом приближающегося врага. В начале Бородинской битвы, дав возможность русским егерям отступить через Колочь, моряки подожгли мост. Однако уже по горящему мосту части 106-го французского полка все же удалось перейти реку. В контратаке приняли участие три русских егерских полка и команда моряков (30 чел). В результате французский полк был практически полностью уничтожен и противник на данном участке сражения более не предпринимал серьезных атак. В районе Багратионовых флеш отличилась и артиллерия Гвардейского экипажа, способствовавшая отражению кавалерийских атак на каре Измайловского и Литовского полков. Всего в Бородинской битве Гвардейский Флотский экипаж потерял 24 офицера и матроса убитыми и ранеными. 27 человек за отличие при Бородине были отмечены различными наградами в Бородинском сражении. Так же Гвардейский экипаж отличился при Кульме в 1813 г., за которое получил Георгиевское знамя.
— 1869 г. † Василий Иванович Павлово-Посадский
В миру Грязнов Василий Иванович, родился в деревне Евсеево Богородского уезда Московской губернии. Его отец Иван Семенович, был крестьянином. Мать, Евдокия Захаровна, занималась воспитанием своих детей. Село Вохна (ныне Павловский Посад), в пяти верстах от которого находилась деревня Евсевьево, было когда-то вотчиной Троице-Сергиевой Лавры, и посему жители этих мест отличались набожностью и благочестием и имели особенную веру и любовь к преподобному Сергию Радонежскому. Василий Иванович получил домашнее образование, грамоте и чтению учился по Часослову и Псалтири. Глубокое религиозное чувство он унаследовал от родителей, с малых лет явил себя боголюбивым отроком, умным и кротким и добронравным и с восьми лет с особенной радостью встречал Великий пост. Нелицемерное благочестие и подвижническая жизнь Василия Ивановича привлекли к нему сердца многих раскольников, которые благодаря его духовно-нравственному влиянию воссоединились с Православной Церковью. Таким образом, не будучи ни монахом, ни священником, ни пустынножителем, он смог апостольски послужить своим братьям во Христе. Отовсюду стекались к нему люди со своими нуждами. По свидетельству его духовного отца протоиерея Сергия Цветкова, он был добрый друг и помощник бедным, защитник притесненных и обиженных, опытный советник в делах затруднительных и приятный собеседник благочестивых людей; имея добрую душу, чистое сердце и светлый ум, он мог совместить в себе все эти качества. Когда в 1848 году в Павловском Посаде началась эпидемия холеры, по вере и молитвам Василия Ивановича никто из обращавшихся к нему за молитвенной помощью не умер от этой болезни. «Все скорби мира сего еще не беда переносить, — говорил он, — а беда потерять веру в Бога, беда потерять жизнь христианскую, — это вот истинная беда, достойная плача и туги сердечной».
— 1926 г. † Митрополит Макарий
В миру Парвицкий-Невский родился 1.10.1835 г., митрополит Московский и Коломенский — миссионер, просветитель алтайцев; в народе его называли «Сибирским столпом Православия», «Апостолом Алтая». Заслуга святителя состоит в том, что он первым из архиереев опомнился после революционного бунта. Некоторые сделали это гораздо позже, многие не сделали этого никогда. Вопреки канонам, насильно уволен на покой (1917 г.); местом пребывания определен Николо-Угрешский монастырь. Имеется свидетельство о том, что святитель сообщался с Царственными Мучениками в то время, когда они находились в узах, продолжал духовно окормлять Царя-Мученика до самой мученической Его кончины. Святителю было от Господа откровение о том, при каком духовном состоянии русского народа возможно было спасение Царской Семьи. Свт. Тихоном митр. Макарию дарован почетный пожизненный титул митрополита Алтайского (1920 г.). Погребен у храма Казанской иконы Божией Матери в пос. Котельники. В 1956 г. тело свт. Макария было перевезено в Свято-Троицкую Сергиеву лавру и похоронено в крипте Успенского собора. Очевидцы свидетельствовали: «Когда его переносили из Котельников, тело его осталось нетленным». Прославлен в лике Святителей на юбилейном Поместном Соборе 2000 г. в Москве.
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович