— 1239 г. Обретение Феодоровской иконы Божией Матери
Явление Феодоровской Костромской иконы Пресвятой Богородицы и основание на месте явления иконы монастыря в честь Нерукотворенного образа Спасителя. Камердинер Императора Николая II Т.И. Чемодуров свидетельствовал: «У Государыни была особо почитаемая ею икона Феодоровской Божией Матери, та самая, которая была предъявлена при осмотре дома Ипатьева (найденная в выгребной яме). С иконой этой Государыня никогда не расставалась и всегда ее имела у своего изголовья; куда бы Государыня ни отлучалась - всегда брала эту икону с собой, и я не допускаю мысли, чтобы Государыня могла куда-нибудь отбыть, добровольно оставив эту икону».
— 1823 г. Манифест Императора Александра I
В 1823 г. Великий князь Константин Павлович решил отречься от престола, что было оформлено официальным письмом к Государю. Александр I издал манифест, в котором, принимая отречение брата Константина, назначил наследником престола следующего за ним брата, Великого князя Николая Павловича.
— 1898 г. Российская нота, предлагающая ограничить мировую гонку вооружений
По поручению Императора Николая II Министерство иностранных дел Российской империи выступило с Нотой. Главная ее тема: предложение ограничить мировую гонку вооружений. «Охранение всеобщего мира и возможное сокращение тяготеющих над всеми народами вооружений являются при настоящем положении вещей, целью, к которой должны бы стремиться усилия всех правительств. Взгляд этот вполне отвечает человеколюбивым и великодушным намерениям Его Императорского Величества, Августейшего моего Государя. В убеждении, что столь возвышенная цель соответствует существенным потребностям и законным вожделениям всех держав, Императорское правительство полагает, что настоящее время весьма благоприятно для изыскания, путем международного обсуждения, наиболее действительных средств обеспечить всем народам истинный и прочный мир, и прежде всего, положить предел все увеличивающемуся развитию современных вооружений. В течение последних двадцати лет, миролюбивые стремления особенно твердо укрепились в сознании просвещенных народов. Сохранение мира поставлено было целью международной политики. Во имя мира государства сплотились в могучие союзы. Для лучшего ограждения мира увеличили они в небывалых доселе размерах свои военные силы, и продолжают их развивать, не останавливаясь ни перед какими жертвами. Однако, все эти усилия не могли пока привести к благодетельным последствиям желаемого умиротворение. Все возрастающее бремя финансовых тягостей в корне расшатывает общественное благосостояние. Духовные и физические силы народов, труд и капитал, отвлечены в большей своей части от естественного назначения и расточаются непроизводительно. Сотни миллионов расходуются на приобретение страшных средств истребления, которые, сегодня представляясь последним словом науки, завтра должны потерять всякую цену в виду новых изобретений. Просвещение народа и развитие его благосостояния и богатства пресекаются или направляются на ложные пути. Таким образом, по мере того, как растут вооружения каждого государства - они менее и менее отвечают пред поставленной правительствами цели. Нарушения экономического строя, вызываемые в значительной степени чрезмерностью вооружений, и постоянная опасность, которая заключается в огромном накоплении боевых средств, обращают вооруженный мир наших дней в подавляющее бремя, которое народы выносят все с большим трудом. Очевидным, поэтому, представляется, что если бы такое положение продолжилось, оно роковым образом привело бы к тому именно бедствию, которого стремятся избегнуть и пред ужасами которого заранее содрогается мысль человека. Положить предел непрерывным вооружениям и изыскать средства предупредить угрожающие всему миру несчастия — таков высший долг для всех государств. Преисполненный этим чувством Государь Император повелел мне обратиться к правительствам государств, представители коих аккредитованы при Высочайшем дворе, с предложением о созвании конференции в видах обсуждения этой важной задачи. С Божьей помощью, конференция эта могла бы стать добрым предзнаменованием для грядущего века. Она сплотила бы в одно могучее целое усилия всех государств, искренно стремящихся к тому, чтобы великая идея всеобщего мира восторжествовала над областью смуты и раздора. В то же время она скрепила бы их согласие совместным признанием начал права и справедливости, на которых зиждется безопасность государств и преуспеяния народов». Нота была опубликована в «Правительственном Вестнике» 16 августа и в тот же день была распространена по всему миру. Ответ последовал очень быстрый — и отрицательный. Ни одно правительство не поддержало Обращения Царя.
— 1898 г. Первый поезд в Иркутске
В 1897 году сибирский железнодорожный путь пришел в Иркутск: в городе и губернии строились станции, депо, вокзалы. 16 августа 1898 года для Иркутска стало настоящим праздником: жители города встречали первый поезд. На фото: Здание иркутского вокзала, возведенное на левом берегу Ангары в 1896 году. Через реку Иркут был возведен деревянный мост. Строительством руководил инженер В. Попов. В 1898 году через мост пустили пробный локомотив. По рассказам очевидцев, В. Попов сел в локомотив с револьвером в руке. Когда инженера спросили, зачем он брал револьвер, Попов сказал: «Если бы мост не выдержал, я бы застрелился». Деревянный мост выдержал испытание и простоял еще 10 лет.
— 1904 г. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы Порт — Артурской («На двух мечах»)
Эта икона явилась в декабре 1903 года простому матросу Федору, защитнику Севастополя. Матерь Божия открыла, что будет война и что Она поможет русскому воинству, если будет написан Ее образ и принесен в город Порт-Артур. Он поехал к старцам Киево-Печерской Лавры и рассказал им о видении. Старцы молились, чтобы узнать от Бога явление сие или нет. И только тогда, когда японцы напали на Порт-Артур, ни у кого не осталось сомнений, что это явление было откровением. Матерь Божия явилась держащей на воздетых руках плат с образом Спаса Нерукотворного. Порт-Артурская икона Божией Матери стала символом русской Симфонии, в ней неотделима икона и знамя, Церковь и государство. Как будто бы забытый русскими воинами стяг Матерь Божия подняла, возвысила и напомнила о нем. Образ, позже нареченный Порт-Артурским, стал откровением о том, что Матерь Божия, как и прежде, была и остается Взбранной Воеводой Русской земли». Однако по причинам провиденциального характера Божия Матерь не защитила Своим омофором Русскую землю. «В Киеве после того, как стало известно о явлении Порт-Артурской иконы Божией Матери, был создан совет, который собрал пожертвования на написание образа. 28 марта 1904 г. икона была доставлена в Петербург. Именно с этого момента начинаются события, которые иначе, как искушением не назовешь. В Петербурге икону встретили восторженно, но на Дальний Восток отправлять не спешили. А тем временем погиб крейсер «Петропавловск» и на нем вице-адмирал С.О. Макаров. Наконец, в мае икона прибыла во Владивосток, где была помещена в доме адмирала Скрыдлова, который не придавал ей большого значения. Только 2 августа по требованию верующих икона была перенесена в Кафедральный Успенский собор Владивостока, но время уже было потеряно. В Порт-Артур икону так и не доставили. В конце концов, она попала к генералу Куропаткину. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Вождь нашего воинства А.Н. Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы в плену у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего, и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим». Долгое время эту вторую, явленную в царствование Царя-Мученика икону считали утраченной. Но 17 февраля 1998 г. икона была чудесным образом обретена владивостокскими паломниками в Святой Земле. Настоятель Успенского храма во Владивостоке иеромонах, а ныне епископ Сергий (Чашин) обнаружил ее в лавке старьевщика и при помощи сестер Горненской Иерусалимской обители выкупил ее. 6 мая 1998 г. в день св. вмч. Георгия Победоносца икона вновь прибыла в Дальнюю Россию, во Владивосток.
— 1905 г. Заседание Портсмутской конференции
На заседании Портсмутской конференции 16 августа русская делегация огласила свое предложение. Она отказывала в контрибуции, соглашаясь только уплатить за содержание русских пленных в Японии; она соглашалась уступить южную часть Сахалина при условии безвозмездного возвращения северной, обязательства не возводить на острове укреплений и гарантии свободы плавания по Лаперузову проливу. «Российские уполномоченные имеют честь заявить, по приказу своего Августейшего Повелителя, что это — последняя уступка, на которую Россия готова пойти с единственной целью придти к соглашению». Россия также отвергла выдачу судов, укрывшихся в нейтральных портах и ограничение своего флота на Дальнем Востоке. После короткого молчания главный японский делегат Комура сказал, что японское правительство, в целях восстановления мира, принимает эти условия! Внезапное решение японской делегации только показало, насколько правильно Государь оценивал шансы сторон. Его готовность продолжать войну была реальной, в то время как со стороны японцев было немало блефа. Япония была гораздо более истощена, чем Россия. Она во много большей степени зависела от внешней поддержки. «Мало кто теперь считает (писал в 1925 г. американский исследователь эпохи, Т. Деннетт), что Япония была лишена плодов предстоявших побед. Преобладает обратное мнение. Многие полагают, что Япония была истощена уже к концу мая, и что только заключение мира спасло ее от крушения или полного поражения в столкновении с Россией». Государь сделал все от него зависевшее для доведения войны до непостыдного конца. Внутренние смуты в сильной степени парализовали русскую мощь. Отказаться вообще от ведения переговоров было невозможно и по международным и по внутренним причинам. Начав переговоры, нельзя было отказать в уступке Порт-Артура или Кореи (которую Россия соглашалась уступить и до войны!). Президент Рузвельт, Император Вильгельм, русский уполномоченный Витте — все требовали дальнейших уступок, и только Государь своей твердостью предотвратил худшие условия мира. Россия войну не выиграла; но не все было потеряно: Япония ощутила мощь России в тот самый момент, когда она уже готовилась пожать плоды своих успехов. Россия осталась великой азиатской державой, чего бы не было, если бы она, для избежания войны, малодушно отступила в 1903 г. перед японскими домогательствами. Принесенные жертвы не были напрасными.
— 1909 г. † Владимир Филиппович Доррер
Доррер Владимир Филиппович родился в 1862 г., граф, один из лидеров монархического движения, председатель фракции правых в III Государственной Думе. Происходил из обрусевшего старинного бретонского рода. Уроженец с. Разумное Белгородского у. Курской губ. Крещен по православному обряду, в связи с чем специальным указом Императора Александра III, в порядке исключения, за православным христианином был сохранён графский титул. Образование получил в лицее Цесаревича Николая в Москве (1881 г.) и на историко-филологическом факультете Московского университета (1885 г.). После университета служил по ведомству Министерства внутренних дел, некоторое время был земским начальником (1889 г.) в Белгородском уезде Курской губернии. В 1905 г. стал Курским губернским предводителем дворянства. Именно благодаря контрреволюционной деятельности Доррер и других видных курских правых деятелей (М. Я. Говорухо-Отрока, Н. Е. Маркова, Г. А. Шечкова и др.) Курская губерния получила в годы 1-ой революции 1905 — 1906 прозвание «Русская Вандея». Граф Доррер организовал и возглавил Курскую народную партию порядка (КНПП), которая затем влилась в состав организованного Доррером Союза Русского Народа (СРН), а 19 октября 1905 г. — возглавил патриотическую манифестацию, в ходе которой на центральной площади Курска владыка Питирим (Окнов) отслужил благодарственный молебен с провозглашением здравицы Государю Императору. В итоге в Курске не было никаких революционных выступлений. В 1907 г. курские монархисты выиграли выборы в Госдуму, а Доррер стал председателем фракции правых в Думе. Он был избран членом Главного Совета Союза Русского Народа, пользовался большим влиянием в кругах правых. Многие его идеи принимались правыми за основу при решении актуальных вопросов, в частности по дворянскому и еврейскому вопросам. Доррер первым из губернских предводителей дворянства поднял вопрос об исключении из числа дворянства всех лиц, подписавших » Выборгское воззвание». Доррер предлагал также и целый ряд мер, призванных решить еврейский вопрос. При этом решительно осуждал погромы как дело бессмысленное и вредное. Скончался Доррер в Курске после длительной и тяжелой болезни. Был похоронен на сельском кладбище в фамильном склепе недалеко от своего имения в с. Разумное.
— 1949 г. Испытана первая советская ядерная бомба
На Семипалатинском полигоне была успешно испытана первая советская ядерная бомба. Ядерное мировое господство США было подорвано. Первая советская атомная бомба РДС-1 была создана в КБ-11 (ныне Российский федеральный ядерный центр, ВНИИЭФ) под научным руководством Игоря Васильевича Курчатова и Юлия Борисовича Харитона. В 1946 г. Ю.Б.Харитоном было составлено техническое задание на разработку атомной бомбы, конструктивно напоминавшей американскую бомбу «Толстяк». Бомба РДС-1 представляла собой плутониевую авиационную атомную бомбу характерной «каплевидной» формы массой 4,7 т, диаметром 1,5 м и длиной 3,3 м.
— 1991 г. Парад суверенитетов бывших союзных республик СССР
Прологом окончательного распада СССР стал «парад суверенитетов». Такое название в публицистике тех лет получил процесс суверенизации союзных республик. Начало этому процессу положили кровавые события в Закавказском регионе. Нагорный Карабах, Фергана, Сумгаит, Новый Узень (1988 г.), Баку, Душанбе, Сухуми, Тбилиси (1989 г.) – такова география мест, где на почве националистических настроений произошли кровавые столкновения, унесшие много человеческих жизней. Центр не мог решить ни одной из накопившихся национальных проблем, и это спровоцировало движение национальных республик за образование самостоятельных государств. За считанные месяцы все союзные и большинство автономных республик приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. В Декларациях республики объявляли себя собственниками недр, земли. Часть из них приняла Закон о государственном языке, заявила о создании собственных армий, своей валюты. На карте появились новые названия республик – Молдова, Беларусь, Кыргызстан.
— 1991 г. Запрет коммунистической партии
Российский парламент запрещает деятельность коммунистической партии и накладывает арест на партийное имущество.
— 2002 г. † Схиархимандрит Зосима (Сокур)
В миру Иван Сокур, схиархимандрит, прозорливый старец. С 1951 г. жил в г. Авдеевке Донецкой обл., где окончил школу в 1961 г. В 1965 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а в 1974 г. в Ленинграде окончил духовную академию и, защитив диссертацию, получил степень кандидата богословских наук. В том же 1974 г. принял монашеский постриг с именем Савватий и сразу же был рукоположен в диаконы и иеромонахи. Свою духовно-пастырскую деятельность вел в Донбассе, куда был направлен в 1976 г. Многие в России знали его, на Украине его знали все и почитали, как в России о. Николая Гурьянова. Ездили к нему так же, как к о. Николаю со всеми своими скорбями, получая исцеления и узнавая о своем будущем. Почил Зосима через 3 дня после о. Николая. Дату кончины ему Господь открыл заблаговременно. Оставленное им завещание является важным документом всей Русской Церкви: «Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия — служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, т. к. они не каноничные и беззаконные. Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви — правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность. В монастырях создать действенные воскресные школы для подрастающих детей, нашего будущего. Телевизоров и прочей сатанинской видеотехники в монастыре никогда не должно быть. В обители основными языками должны быть церковнославянский и русский, остальные — по мере необходимости. Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, дорогие братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви — в ней спасение…».
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович