— 335 г. † Святая равноапостольная Нина

Святая равноапостольная Нина (280–335), ревностная просветительница Грузии, почитается как равноапостольная и Русской Церковью. Ведь Грузия сохранилась как страна благодаря заступничеству России и была частью Третьего Рима. Св. Нина отыскала Святой Хитон Господень, часть которого доныне хранится в Москве.

— 1619 г. † Василий Васильевич Голицын

​Князь, боярин и воевода. Участвовал в походах на города Нарву (1590 г.) и Смоленск (1596 г. и 1599 г.). ​В 1608г. Голицын в союзе с Шуйским возглавлял царское войско в походе против Лжедмитрия II и бежал из-под Болхова. В следующем году был участником заговора против царя Василия Шуйского. После низвержения Шуйского являлся одним из кандидатов на царский престол. Впоследствии, будучи отправлен в составе посольства к Сигизмунду под Смоленск по поводу избрания королевича Владислава на московский престол, Голицын был арестован и сослан вместе с митр. Филаретом и др. в Польшу (Голицын — в крепость Мариенбург). В 1616 г., несмотря на настояния Сигизмунда, отказался склонить московских бояр к возведению королевича Владислава на московский престол. В 1619 г. был заключен договор об обмене пленными, но Голицын так и не увидел родной земли, скончавшись по дороге в Москву. Похоронен в Вильне, в братской церкви Св. Духа.

— 1701 г. Указ царя Петра I

Указ царя Петра I о создании в Москве школы математических и навигационных наук — первого в России военно-морского учебного заведения.

— 1708 г. Начало печатания книг гражданским шрифтом

Гражданский шрифт или гражданский язык — шрифт, введенный в России царем Петром I в 1708 году для печати светских изданий в результате первой реформы русского алфавита (изменения состава азбуки и упрощения начертания букв алфавита).​ ​Предпосылкой для создания гражданского шрифта стала мода на латиницу, которая распространилась в среде образованных русских людей в 1680-х – 1690-х годах. Гражданский шрифт стал компромиссом между сторонниками традиций и теми, кто стремился к максимально полному заимствованию западной культуры.​ ​ ​ ​ ​ Петровская реформа русского типографского шрифта была проведена в 1708—1710 г. Ее целью было приблизить облик русской книги и иных печатных изданий к тому, как выглядели западноевропейские издания того времени, резко отличавшиеся от типично средневековых по виду русских изданий, которые набирались церковно-славянским шрифтом.​ Первой книгой, выпущенной с этим шрифтом, стала «Геометрия».

— 1744 г. Указ Императрицы Елизаветы Петровны

Учреждены две новые губернии: Финляндская, из завоеванных от Швеции земель, и Оренбургская, которая делилась на провинции: Исетскую, Уфимскую и Зауральскую.

 

— 1822 г. Отказ от прав на российский престол

Великий князь Константин вручил Александру I официальное письмо с отказом от прав на российский престол. Среди прочего он писал, что не чувствует в себе «ни тех дарований, ни тех сил, ни того духа», которые бы соответствовали тому достоинству, «к которому по рождению моему могу иметь право».​ ​ ​ Через две недели Александр после некоторых колебаний ответил брату, что, посоветовавшись с матерью, он удовлетворяет просьбу Константина: «Нам обоим остается, уважив причины, Вами изъясненные, дать полную свободу Вам следовать непоколебимому решению Вашему, прося всемогущего Бога, дабы он благословил последствия столь чистейших намерений».

 

— 1879 г. † Николай Александрович Мотовилов

​ ​Родился 12.5.1809 г. Собеседник и сотаинник прп. Серафима Саровского, многолетний попечитель главного детища преподобного​ –​ Серафимо-Дивеевского монастыря. Огромна роль этого симбирского и арзамасского помещика, исцеленного в свое время прп.​ Серафимом, в обнародовании важнейших поучений и откровений святого старца. ​В Государственном архиве Российской Федерации сохранилась докладная записка Н.А. Мотовилова Государю Императору Александру​ II, в которой исчерпывающе излагается отношение великого русского св.​ Серафима Саровского к масонству: «…батюшкой отцом Серафимом священно тайно, но для меня вполне ясно повелено от лица Господня Вашему Императорскому Величеству всеподданнейше доложить, что по поводу Восьмого Вселенского Собора крайне насущно в настоящее время как, во-первых, для соединения Святых Божиих Церквей под Единую Главу Христа Жизнодавца и под Единый Покров Пресвятыя Богородицы, так, во-вторых, и всецелое анафематствование все мерзости отступления от Святой Вселенской Веры Христовой или аболиционистического нивелирования всего на свете, т.​ е. по-русски​ –​ декабризма, а по-вселенски​ –​ масонства, франкмасонства, иллюминатства и всей их якобинской, престолов церковных и монастырей святых разорительной и цареубийственной, баргонительной правительственности, всеподло безбожной, антихристианской, сосредоточенной преимущественно в ложах Симбирской, Московской, Санкт-Петербургской​ –​ по России; Нью-Йоркской​ –​ по Северной Америке; Калькуттской​ –​ по Ост-Индии; Лондонской, Франкфуртско-на-Майне, кроме мелких лож​ –​ шведских, прусских, германских, австрийских, итальянских и прочих, –​ всемирно возглавляемых в Клубе Юнионе в Париже, как во вселенской централизации всего богопротивного антимонархического и панреволюционного в мире…»

8 ноября 1867 года записал: «Будет время, когда все словеса предречений Господних, сказанные Великому Старцу Серафиму о судьбах Четвертого жребия во вселенной Божией Матери, вполне сбудутся. Ибо по обетованию Господню воскреснет на некоторое время и восстанет из гроба Великий Старец Серафим и пешком перейдет из Саровской Пустыни в село Дивеево — и при сонме Высочайшей Фамилии, Великокняжеской, Царской, Императорской и русских и иностранных безчисленного множества людей, уверив всех воскресением своим в непреложности и всех людей в конце веков всеобщего воскресения, понеже, наконец, там вечным опять до времени сном смерти почиет и тогда-то, после сего вторичного Батюшки Отца Серафима Успения, село Дивеево, соделавшись Домом всемирным, просветится паче всех, не только русских, но и всех градов на свете — ибо свет веры Христовой через это воскресение из мертвых Великого Старца Серафима утвердится вселенной всей».

— 1893 г. Назначение Цесаревича Николая Александровича

Цесаревич Николай Александрович назначен председателем Комитета Сибирской железной дороги, в ведение которого входили все вопросы по сооружению самой протяженной в России железнодорожной магистрали.

В рескрипте Императора Александра III об этом говорилось: «Да поможет Вам Всевышний осуществить предприятие, столь близко принимаемое Мною к сердцу, совместно с теми предположениями, которые должны способствовать заселению и промышленному развитию Сибири. Твердо верю, что Вы оправдаете надежды Мои и дорогой России».

 

— 1900 г. † Святитель Мелетий Рязанский

В Вятской губернии, в семье сельского священника Косьмы Якимова, в 1835 году родился сын Михаил.​ ​В 1858 году он поступил в Казанскую духовную академию, где принял постриг с именем Мелетий. С 1862 года иеродиакон Мелетий весьма успешно начал миссионерскую деятельность среди бурят. Именно здесь, в крайне сложных условиях, открылся талант отца Мелетия к проповеди Слова Божия. Обретая плоть, прорастало Слово Божие в душах недавних идолослужителей стремлением ко крещению. Возводились храмы, возникали постоянные поселения из недавних кочевников, ныне новокрещеных. Десять лет жил он среди бурят.​ После двадцати семи лет трудов в Иркутской епархии он был назначен управляющим Якутской епархией. Особой проблемой Якутской епархии была проказа. Для привлечения внимания к участи больных проказой святитель написал и опубликовал в Якутских епархиальных ведомостях статью «Проказа в Вилюйском округе». Резонанс был настолько сильным, что подвигнул к помощи даже иностранных миссионеров, не говоря уже об участии отечественных добровольцев и жертвователей. ​ Земной путь владыки оборвался 14 января 1900 года. Ныне преосвященный Мелетий канонизирован Русской Православной Церковью.

— 1906 г. Смотр лейб-гвардии атаманского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка

Состоялся смотр лейб-гвардии атаманского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка. После обхода Государь Император Николай II передал Наследника Цесаревича командиру полка, ген.-майору Вершинину, который отнес Августейшего Шефа Государыне Императрице Александре Феодоровне. Вслед за тем Государю Императору благоугодно было обратиться к полку со следующими высокомилостивыми словами: «Вот, братцы, ваш Шеф и Атаман. С этого дня Я желаю, чтобы первая сотня именовалась сотнею Его Высочества.​ ​ ​ ​ Господа офицеры, искренне благодарю вас за блестящий вид, в котором полк Мне сегодня представился, а также за вашу верную и славную службу. ​И вам, казаки, сердечное спасибо за вашу постоянную тяжелую и преданную службу Родине и Мне. Убежден, что полк будет так же верно служить и Ему, как служит Мне и прежде служил своим Царям. Уверен, что молодые казаки проникнутся славными заветами донских казаков.

Еще раз спасибо вам, братцы. В вашем лице, вместе с лейб-казаками, благодарю все Войско Донское. ​В память сегодняшняго отличнаго смотра, которым вы Меня сильно порадовали, зачисляю вашего командира в Свою Свиту и назначаю полкового адъютанта флигель-адъютантом».

 

— 1906 г. Решение Святейшего Синода

Святейший Синод принял решение о создании особой комиссии — Предсоборного присутствия. В его состав вошли представители епископата, священники и известные богословы. Присутствие работало с 6 марта по 15 декабря 1906 года.​ ​На нем было принято решение рекомендовать будущему Поместному Собору восстановить в Российской Церкви патриаршество. 3 июня Присутствием был принят документ «Об отношении высшего Правительства Православной Российской Церкви к Верховной Государственной власти». В нем были очерчены права будущего патриарха. ​ ​​В целом Предсоборное присутствие предлагало уменьшить Императорское влияние в жизни Церкви: с одной стороны, чтобы государство по-прежнему выполняло перед Российской Церковью все политические, финансовые, охранительные и другие функции. С другой – чтобы права Церкви не только существенно расширились, но чтобы она получила самоуправление. При этом в постановлениях Присутствия в качестве принципа церковного устроения проходил не принцип соборности (то есть участия в управлении Церковью помимо иерархов белого духовенства и мирян), а полновластия епископата. С учетом планов по введению патриаршества на лицо было стремление усилить власть архиереев.

— 1918 г. † Великий князь Николай Константинович Романов

Родился 2 февраля 1850г. в Санкт-Петербурге​ — первый ребенок Великого князя Константина Николаевича, младшего брата будущего российского Императора Александра II, внук Императора Николая I.​ В апреле 1874 года его мать — Александра Иосифовна — обнаружила в Мраморном дворце пропажу трех бриллиантов с оклада одной из икон, которой Император Николай I благословил ее брак. Великий князь Константин Николаевич вызвал полицию, и вскоре бриллианты были найдены в одном из ломбардов Санкт-Петербурга. После тщательного расследования в конечном итоге пришли к выводу, что бриллианты были похищены Николаем Константиновичем, а вырученные деньги должны были пойти на подарки любовнице князя — американской танцовщице Фанни Лир Решено было признать Великого князя Николая душевнобольным, а затем он по указу Императора навсегда высылался из столицы Империи. Фанни Лир была выдворена из России с запрещением когда-либо сюда возвращаться. С Великим князем она больше никогда не встречалась. ​Император Николай II доводился скандально известному родственнику двоюродным племянником, но он так и не позволил ему вернуться в столицу из ссылки (Ташкент). Поэтому отречение Императора в феврале 1917 года Великий князь Николай Константинович воспринял с восторгом. Он поднял красный флаг над своим домом и отправил приветственную телеграмму Временному правительству.​ Вскоре после Октябрьской революции и установления в Туркестане советской власти 14 января 1918 года бывший Великий князь Николай Константинович Романов скончался на даче под Ташкентом от воспаления легких; похоронен у ограды военного собора в Ташкенте. В ряде поздних публикаций указывалось, что он был расстрелян большевиками, однако данные газетных публикаций 1918г. и архивов этого не подтверждают.

 

— 1944 г. Снятие блокады Ленинграда

​Блокада продолжалась 872 дня. Дата 27 января увековечена в Российской Федерации как День воинской славы России — День снятия блокады города Ленинграда (1944 год).

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой: