— 1433 г. † Максим Московский
Христа ради юродивый, подвизался в Москве в н. XV в. Почти обнаженный, ходил он по площадям и улицам, терпя голод и холод. Это было тяжелое время: татарское иго, их непрестанные набеги, засухи, голод, моры — все это угнетало русских людей, и блаженный учил их своим примером терпению и отрешенности от всего земного. «За терпение Бог даст спасение», — говорил он. После кончины св. Максим был погребен в церкви Бориса и Глеба, а в 1506 г. на его могиле был исцелен хромой. Св. мощи блаженного были обретены нетленными в 1547 г., и он был причислен к лику святых. Во время пожара в 1737 г. св. мощи частью пострадали, но были собраны, до 1920-х они почивали в ковчеге в храме св. Максима Исповедника. Память св. Максиму особенно чтилась в Москве.
— 1464 г. Поставление в митрополиты епископа Филиппа
Для избрания нового митрополита Великий князь Иоанн Васильевич III созвал всех братьев своих и епископов, также архимандритов, игуменов и прочее духовенство, и с общего согласия на Соборе избран был Филипп, епископ Суздальский. При поставлении его в митрополита (11 ноября 1464 г.) присутствовали святители: Трифон Ростовский (архиепископ), Давид Рязанский, Геронтий Коломенский, Вассиан Сарайский и Евфимий Брянский, который пред тем временем оставил свою епархию, находившуюся в Литовской митрополии, и прибыл в Москву, а теперь, по избрании Филиппа в митрополита, получил в управление епархию Суздальскую.
— 1480 г. Окончание стояния на Угре
Окончено стояние на реке Угре, хан Ахмат увел с Угры свои войска — конец татарскому игу, (1223-1480 гг.) — 237лет. В 1480 г. Великий князь Иоанн III Васильевич отказался платить дань Орде и разорвал ханскую басму. Тогда ордынский хан Ахмат, решив проучить строптивого князя, собрал огромные полчища и двинулся на Москву. Он остановился около реки Угры, называемой русскими «Поясом Богоматери»; на другой стороне реки стоял Князь с войском. Несколько месяцев длилось противостояние двух войск, никто не решался начать битву.
— 1568 г. Избрание митрополита Кирилла
Возведен на митрополитский престол архимандрит Троицко-Сергиева монастыря Кирилл.
- 1699 г. Преображенский договор
В селе Преображенском под Москвой между русским царем Петром I и саксонским курфюрстом и королем Речи Посполитой Августом II Сильным был заключен союзный договор, получивший наименование Преображенского. Договор положил начало оформления Северного военного союза против Швеции. Преображенский союзный договор царя Петра I с саксонским курфюрстом был ратифицирован царем и составлен на бланке, заранее подписанном Августом II. По его условиям Август II обязался выступать только в качестве саксонского курфюрста, а также разорвать мир со Швецией. По договору были признаны исторические права России на земли, «которые корона свейская при начале сего столетнего времени, при случае тогда на Москве учинившегося внутреннего несогласия, из-под царской области и повелительства отвлекла и после того времени через вредительные договоры за собою содержати трудилась». Стороны обязались помогать друг другу в войне против общего врага и не заключать мира до удовлетворения требований, ради которых она началась «и никому из обоих сих высоких союзников никаких мирных предложений не слушать и не принимать без соизволения другого». Преображенский договор предусматривал вести военные действия русским войскам в Ижорской земле и Карелии, а польским и саксонским — в Лифляндии и Эстляндии. Саксония и Речь Посполитая должны были первыми начать войну против Швеции. Союзники обязались не вступать в сепаратные переговоры. Было также оговорено, что Россия начнёт войну со Швецией только после подписания мира или длительного перемирия с Турцией. В случае же неудачи таких мирных переговоров царь Петр обещал содействовать заключению мира между Саксонией и Швецией.
— 1805 г. Битва у Кремса
Ранним утром 11 ноября русско-австрийские войска стремительно и неожиданно обрушились на французский лагерь. Завязалось жестокое сражение. Вся местность была усеяна телами погибших, поврежденными орудиями и ядрами. Земля была буквально пропитана кровью. С обеих сторон потери составили более чем по 4 тысячи воинов. Погиб в бою и австрийский фельдмаршал Шмитт. Битва продолжалась целый день на глазах у главных сил французской армии, находившихся на правом берегу реки. Но Наполеон не мог оказать помощи Мортье – переправы ведь были уничтожены. «Неприятель разбит совершенно, целая дивизия истреблена, часть спаслась за Дунай на лодках», – так доносил Кутузов о результатах сражения под Кремсом российскому Императору Алекcандру I. Это было первое серьезное поражение, которое испытал Наполеон в своей полководческой деятельности. Разработанный им план по окружению и уничтожению русской армии был сорван благодаря храбрости и стойкости русских воинов.
— 1812 г. † Митрополит Платон (Левшин)
Левшин Петр Георгиевич, митрополит Московский и Коломенский. Родился в с. Чашникове Московской губ. в семье причетника. С 1762 г. придворный проповедник и законоучитель наследника Павла Петровича. С 1763 г. наместник Троице-Сергиевой лавры. 16 июля 1766 г. возведен в сан архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Назначен членом Святейшего Синода. 10 октября 1770 г. хиротонисан в епископа Тверского и Кашинского с возведением в сан архиепископа и с оставлением настоятелем, архимандритом Троице-Сергиевой лавры. 21 января 1775 г. назначен архиепископом Московским, по-прежнему оставаясь в должности архимандрита Троице-Сергиевой Лавры. Митрополит Платон был одним из величайших русских святителей XVIII в. и плодовитейшим духовным писателем своего времени.
— 1954 г. † Марк Константинович Азадовский
Фольклорист, литературовед, этнограф. Родился 5 .12.1888 г., в Иркутске, в семье служащего. Окончил в 1913 г. историко-филологический факультет Петербургского университета. Преподавал в Томском, Иркутском и Ленинградском университетах. Был руководителем фольклорного сектора Пушкинского дома. Азадовский вел широкую собирательскую работу. Наибольшее значение имели экспедиции по Амуру и Лене (1913—15 гг.), а также в Тункинскую долину (1925—27 гг.). Азадовский — один из крупнейших исследователей быта, литературы, фольклора, истории Сибири. Его работа о Ленских причитаниях (1922 г.) обогатила науку новыми материалами и наблюдениями. Азадовский совместно с др. исследователями осуществил переиздания классических сборников фольклора «Народные русские сказки» А.Н.Афанасьева, «Онежские былины» А.Ф.Гильфердинга. Итогом научно-литературной деятельности Азадовского является его капитальный труд «История русской фольклористики».
— 1960 г. † Великая княгиня Ольга Александровна
Великая княгиня, багрянородная Ольга Александровна— младшая дочь Императора Александра III Александровича и Императрицы Марии Федоровны — после Николая, Александра, Георгия, Ксении и Михаила. Художница. Родилась в 1882 г., выросла в Гатчинском Дворце в пригороде Санкт-Петербурга. В 1901 году вышла за герцога Ольденбургского. Брак был неудачным и окончился разводом. Впоследствии Ольга Александровна вышла за Николая Куликовского. После падения династии Романовых, бежала в Крым с матерью, мужем и детьми, где они были арестованы. Ее брат с семьей были казнены революционными властями. Одна из немногих членов Императорской семьи, спасшихся после большевистского переворота; жила в Дании, затем Канаде, пережила всех прочих внуков (внучек) Императора Александра II. Как и отец она предпочитала простую жизнь. За жизнь нарисовала более 2000 картин, доходы от продажи которых позволяли ей поддерживать семью и заниматься благотворительностью. Скончалась в предместье Торонто (Канада), Багрянородная Великая Княгиня Ольга Александровна, родная сестра Императора Всеросийского Николая II. Умерла в возрасте 78 лет, семь месяцев спустя после смерти старшей сестры. Похоронена на русском кладбище «Норт Йорк» рядом со своим горячо любимым мужем Николаем Александровичем Куликовским, умершим всего на два года раньше нее.
— 1982 г. Начало мироточения Монреальско-Иверской иконы Божией Матери
Монреальская Иверская икона была написана на Афоне в 1981 году греческим монахом с оригинала иконы Богоматери Вратарницы. В 1982 году эту икону привез с Афона в Монреаль, Канаду Иосиф Муньос Кортес, испанец по происхождению, давно принявший православие. Вот, что было, говорит Иосиф Муньос: «24 ноября, в три часа ночи, я проснулся от сильного благоухания. Вначале подумал, что оно исходит от мощей или разлитого флакона духов, но, подойдя к иконе, я поразился: вся она была покрыта благоухающим миром! Я застыл на месте от такого чуда! Вскоре мироточивая икона была отнесена в храм. С тех пор икона Божией Матери постоянно мироточила, за исключением Страстных недель. Замечательно, что миро истекало главным образом из рук Богоматери и Христа, а также звезды, находящейся на правом плече Пречистой. В то же время задняя сторона иконы всегда сухая. Чудотворный образ побывал в Америке, Австралии, Новой Зеландии, в Болгарии и в Западной Европе. Везде, куда бы ни прибыла эта икона, она распространяла любовь и согласие, как, например, в одной общине, где ссорившиеся прихожане вновь обрели путь к молитве и церковному единению. Ее присутствие умножало молитвенный жар до такой степени, что литургии, совершаемые при ней, могли быть сравнимы с пасхальными, столь пламенными в Православной Церкви. Известны многие случаи возврата людей к посещению храма, исповеди, причастию. Так, одна бедная женщина, узнав о смерти своего сына, готовилась лишить себя жизни, но, тронутая до глубины души при виде чудотворной иконы, раскаялась в своем ужасном намерении и немедленно исповедалась. Икона мироточила 15 лет. В ночь с 30 на 31 октября 1997 года хранитель иконы Иосиф Муньос Кортес был зверски убит в Афинах, а Чудотворная Иверская бесследно пропала…
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович