1696 г. Боярский приговор

​ ​ ​ Был объявлен боярский приговор «О снятии чертежа Сибири на холст с показанием в оном городов, селений, народов и расстояний между урочищами».

​ ​ ​ ​ ​ ​ Приговором предписывалось: «… велеть всем Сибирским городам и с уезды Русских деревень и волостей и с ясачными волостями написать чертежи на холстине, и сколько вёрст или дней ходу город от города также и Русские деревни и волости и ясачные волости от того города, и на каких реках те городы и уезды и ясачные волости стоят, и то описать на чертеже именно, а в Тобольску велеть сделать доброму и искусному мастеру чертежи всей Сибири и подписать внизу, от которого города до которого сколько вёрст или дней ходу, и уезды всякому городу определить и описать, в котором месте какие народы кочуют и живут, также с которой стороны к порубежным местам какие люди подошли…»

​ ​ ​ ​ Согласно приговору чертежи должны были быть «мерою в длину трех аршин, в ширину двух аршин…», а общий чертеж всей Сибири — «в вышину трех аршин, а поперег четырех аршин».

Составление «Чертежной книги Сибири» было поручено искусному картографу, этнографу, историку и художнику Семену Ульяновичу Ремезову.

Ремезов обобщил чертежи Сибири, составление которых велось на протяжении всего XVII в., географические описания, сделанные русскими служилыми людьми, устные сведения, полученные от путешественников, местных жителей и других «всяких розных чинов русских людей и иноземцев», дополнив этот материал собственными чертежами, сделанными с натуры путем глазомерной съемки.

 

— 1698 г. Великое посольство отправляется в Англию

​ ​ Царь Петр I в составе Великого посольства поехал инкогнито под именем «волонтера» или «десятника» Петра Михайлова, хотя практически все, кто принимал посольство, были осведомлены о его личности. Посольство побывало в Риге, Кенигсберге, Курляндии, Голландии, Вене.

​ ​ ​ ​ ​ ​ Оставив свиту в Голландии, царь Петр 10 января 1698 года в сопровождении Я.В.Брюса и П.В.Постникова отправился в Англию, где пробыл около двух месяцев. О пребывании в Англии свидетельствуют «Юрнал (журнал) 205 году» и записи о пребывании русского самодержца, ставшие затем историческими реликвиями. Дольше всего царь задержался в Дептфорде, работая на верфи, но он также осматривал заводы, побывал в Оксфордском университете, в Гринвичской обсерватории, в Английском королевском обществе, на Монетном дворе, познакомился с И.Ньютоном. Царь Петр интересовался театром и даже обратил внимание на актрису Летицию Кросс, игравшую в представленной ему пьесе. В Лондоне был также подписан торговый договор, по которому лорду Кармартену была продана монополия на торговлю в России табаком.

​ ​ ​ ​ ​ ​ Из английских впечатлений Царя одно, возможно, легло в основу идеи создания триумфального столпа в честь победы в Северной войне — в 1698 году в Лондоне царь был на «столпе, с которого весь Лондон вилать», т.е., вероятно, на колонне, воздвигнутой Кристофером Реном после лондонского пожара 1666 года.

​ ​ ​ ​ ​ Царю и его помощникам удалось завербовать для работы в России многих британцев, среди них военные, инженеры, медики, строители, даже один архитектор, который работал затем под Азовом.

 

— 1701 г. Указ царя Петра I

​ ​ ​ ​ ​ ​ Царь Петр I подписал указ о создании в Москве школы Пушкарского приказа для подготовки офицеров артиллерии и военных инженеров, отметив, что «инженеры зело потребны суть при атаке или обороне, какова места и надлежит таких иметь, которы не токмо фортификацию основательно разумели и в том уже служили, но и чтоб мужественны были, понеже сей чин паче иных опасности подвержен есть».

​ ​ ​ ​ ​ ​ Обучение в школе продолжалось два года. Сначала учащиеся знакомились с азами грамоты, а затем получали специальные теоретические и практические знания в области артиллерии, фортификации, минного и понтонного дела. Специфичность инженерной профессии потребовала разделения специализации артиллеристов и инженеров, и с 1702 г. в школе появилось два класса: пушкарский и инженерный.

 

— 1775 г. Казнь Емельяна Пугачева

Казнен главарь бунтовщиков Емельян Пугачев.

​ ​ ​ ​ ​ Во время казни Пугачев проявил​ способность к христианскому покаянию перед смертью. В последние минуты жизни раб Божий Емельян попросил прощения у народа, поклонившись ему во все стороны, – это является самым впечатляющим в его казни и должным образом, по-русски, венчает весь его кровавый «русский бунт безсмысленный и безпощадный».

— 1836 г. Рекомендации​ Императора Николая I

​ ​ Император Николай I рекомендовал А.С.Пушкину издать в 1836 г. четыре тома «Современника».

 

Пушкин стремился с помощью этого журнала к дальнейшему развитию русской словесности, и всё делал для достижения этой цели – ​ необычайно высок был художественный уровень журнала: такого собрания блистательных талантов не знала еще русская периодика (Баратынский, Вяземский, Жуковский, Д. Давыдов, Гоголь, Тютчев, Кольцов).

 

— 1869 г. День рождения Григория Распутина

​ Подвижник благочестия, крестьянин с. Покровского Тобольской губернии, молитвенник, опытный странник. Много лет, не бросая занятий крестьянским трудом, странствовал по православным монастырям и святым местам, неизменно возвращаясь домой на посевную и уборку урожая.

​ ​ ​ ​ ​ Во время одного из странствий в 1906 г. познакомился с Царской семьей и стал для нее близким человеком. Сближение Царя Николая II и Царицы с Распутиным носило глубоко духовный характер, в нем они видели старца, продолжающего традиции Святой Руси, умудренного духовным опытом, способного дать добрый совет. И вместе с тем они видели в нем настоящего русского крестьянина — представителя самого многочисленного сословия России, с развитым чувством здравого смысла, народного понимания полезности, своей крестьянской интуицией твердо знавшего, что хорошо, а что плохо, где свои, а где чужие.

​ ​ ​ ​ «Я люблю народ, крестьян. Вот Распутин действительно из народа», —говорила Царица, а Царь считал, что Григорий — «хороший, простой, религиозный русский человек. В минуты сомнения и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно». Эту мысль он неоднократно повторяет в переписке и беседах.

​ ​ Царь с царицей уважительно называли Распутина «наш Друг» или «Григорий», а Распутин их — «Папой и Мамой», вкладывая в это понятие «отец и мать народа». Беседовали друг с другом только на «ты».

В жизни Царской семьи, по мнению Анны Вырубовой, Распутин играл такую же роль, как св. Иоанн Кронштадтский. «Они так же верили ему, как о. Иоанн Кронштадтскому, страшно ему верили и, когда у них горе было, когда, например, наследник был болен, обращались к нему с просьбой помолиться».

​ ​ ​ До последней минуты царская чета верила в молитвы Григория Распутина. Из Тобольска они писали Вырубовой, что Россия страдает за его убийство. Никто не мог поколебать их доверие, хотя им приносили враждебные газетные статьи и все старались им доказать, что он дурной человек. Не следует думать, что Царь и Царица были наивными людьми. По обязанности своего положения они неоднократно устраивали негласные проверки достоверности полученной информации и каждый раз убеждались, что это клевета. Более того, Царская семья знала, с каким глубоким уважением к Распутину относились многие почтенные люди.​

​ Св. Иоанн Кронштадтский верил в Григория Распутина, считая его выдающимся странником и молитвенником, т. е. человеком, чья молитва Богу всегда угодна. Множество людей приходило к Распутину с просьбой помолиться за их дела, присылали телеграммы и письма.

​ Все нападки, клевета, ложь, которые обрушились на Распутина, на самом деле предназначались не ему, а Царю, символизирующему собой Родину и Русское государство. Нащупав самое тонкое, самое нежное, самое интимное место в жизни Царской семьи, враги Царя и России стали с методической старательностью и изощренностью бить по нему, как в свое время они били по Иоанну Кронштадтскому, находившемуся в дружеских отношениях с Александром III.

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович

Поделиться ссылкой: