— 988 г. Крещение Руси
1 августа. Берег Днепра у Киева. Он густо усеян народом: мужчины, женщины, детишки. Среди толпы блистают золотом ризы священнослужителей. “Боже, сотворивший небо и землю! Призри на новыя люди сии и даждь им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как уже познали страны христианские; утверди веру в них правую и несовратимую, а мне помоги, Господи, на супротивного врага, дабы, надеясь на Тебя, я победил бы его козни”,— восклицает стоящий на возвышении князь Владимир, взирая на крещение киевлян. Вскоре в Киеве появились возы, наполненные хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом в бочках, квасом. “Нет ли где больного и нищего, который не может идти к князю во двор?” — спрашивали княжеские слуги. Проникшись духом истинного христианства, святой князь Владимир, во крещении Василий, помогал не только приходившим к нему за подаянием, но и отыскивал несчастных, опасаясь, как говорил он, что “немощные и больные не дойдут до двора моего”.
Святой равноапостольный великий князь Киевский Владимир принес после крещения из Херсонеса (Корсуни) иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии прославившиеся как: Корсунская (9 октября), Минская (13 августа), Холмская (8 сентября), Изяславская (8 сентября), Иерусалимская (12 октября). Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I».
— 1115 г. † Олег Святославич, князь Черниговский
В святом крещении Михаил, сын Святослава II Ярославича, великого князя киевского. Родился в Чернигове около 1055 г. В 1075 г. посланный отцом, уже великим князем киевским, ходил с Владимиром Мономахом, тогда князем смоленским, против Генриха IV, императора немецкого, и проник за Глогау (в нынешней Силезии). В 1096 г.; по решению любечского съезда князей получил, с братьями Черниговскую область в 1097 г. В 1107 г. участвовал в прогнании половцев за русский рубеж. На свои деньги построил в Вышгороде (под Киевом) каменную церковь для св. мощей князей Бориса и Глеба в 1112 г. При самом вокняжении Мономаха на столе киевском с ним вместе в 1113 г. прогнал половцев. Умер в Чернигове 1 августа 1115 г. Тело его погребено там же, в Спасо-Преображенском соборе.
Князь Олег Святославич был женат на княгине половецкой, неизвестной по имени, и имел от нее четырех сыновей, из которых старшие, Всеволод и Игорь, были впоследствии великими князьями киевскими.
— 1146 г. † Великий князь Всеволод II
Ольгович, княжил с 1139 г. по 1146 г. Сын Олега Святославича, князя черниговского, За год до смерти Всеволод собрал в Киеве князей и заставил их целовать крест Игорю Ольговичу, который и занял после него Киевский стол. Князь умный и хитрый, памятный отчасти разбоями междоусобия, отчасти государственными благодеяниями. Достигнув престола Киевского, он хотел устройства тишины; исполнял данное слово, любил справедливость и повелевал с твердостью; одним словом, был лучшим из Князей Олегова мятежного рода. Умер в Вышгороде киевском 1 августа 1146 г. Тело его погребено в вышегородской Борисоглебской церкви.
Великий князь Всеволод II был женат на дочери Мстислава Великого, от которой имел двух сыновей и дочь.
— 1164 г. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Святой благоверный князь Андрей Боголюбский выступил против камских болгар. Перед сечею укреплял он себя молитвою пред чудотворною иконою Богородицы — Владимирскою, писанною, по преданию, евангелистом Лукою, и пред честным крестом. — Победил. Рассеяв врагов, вернулся Андрей на поле битвы и со всею своею ратью с великою радостью и многими слезами приносил хвалы и песни Христу Богу и Пречистой Богородице, и в тот час видимы были всем исходящие от святынь два огненных луча, озарившие окрест всю русскую рать. В память этого чуда установлен праздник Всемилостивому Спасу, 1 августа, по соглашению Андрея Боголюбского с императором Византии Мануилом, в тот же день видевшим свет от креста Господня и разбившим сарацин.
Это было первое чудо от преславной иконы Владимирской, пред которою много раз в трудные дни молилась Русь о помиловании.
Таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии Премудрости Божией).
— 1514 г. Торжественный въезд Государя Василия III в Смоленск
Торжественный въезд Государя Василия III Иоанновича в древнюю вотчину Русских князей — Смоленск, бывшую в течение последних 10 лет под властью Литвы. Митрополит Варлаам со всей торжественностью встретил Василия Иоанновича, и после молебствия в соборной церкви и многолетия приветствовал князя следующими словами: «Божиею милостию радуйся и здравствуй, преславный царь Василий, великий князь всея Руси и самодержец, на своей отчине и дедине, в городе Смоленске, на многие лета».
— 1750 г. Борьба за нравственность
Императрица Елизавета Петровна передала приказ Главной полицмейстерской канцелярии «принять меры к поимке… непотребных женщин и девок», которые скрываются «около Санкт-Петербурга по разным островам и местам». Руководство борьбой за нравственность Елизавета Петровна поручила особой комиссии во главе с Демидовым, которая в течение 1750-го и 1751 годов рассмотрела около двухсот дел о содержании домов терпимости, проституции, изнасилованиях, сводничестве, внебрачных связях и супружеских изменах. Основной мерой пресечения нравственных преступлений являлась принудительная работа на казенной полотняной фабрике в деревне Калинкиной под Петербургом. Увидев однажды продаваемые в Гостином дворе табакерки с неприличными рисунками и надписями, Императрица Елизавета Петровна распорядилась издать специальный сенатский указ об изъятии «таковых вещей» из продажи.
— 1759 г. Разгром прусской армии при Кунерсдорфе
Разгром армии прусского короля Фридриха II Великого при Кунерсдорфе во время одного из сражений Семилетней войны ( 1756-1763 гг.) русским полководцем, генералом П.С. Салтыковым (1698-1772 гг.).
— 1792 г. Указ Императрицы Екатерины II о запрете масонства в России
В Указе Императрица Екатерина II перечисляла обвинения, которые предъявлялись масонству: «1) Они делали тайные сборища, имели в оных храмы, престолы, жертвенники; ужасные совершались там клятвы с целованием креста и Евангелия, которыми обязывались и обманщики и обманутые вечною верностью и повиновением ордену Златорозового креста с тем, чтобы никому не открывать тайны ордена, и если бы правительство стало сего требовать, то, храня оную, претерпевать мучение и казни… 2) Мимо законной, Богом учрежденной власти, дерзнули они подчинить себя герцогу Брауншвейгскому, отдав себя в его покровительство и зависимость… 3) Имели они тайную переписку с принцем Гессенкассельским и с прусским министром Вёльнером изобретенными ими шифрами и в такое еще время, когда Берлинский двор оказывал нам в полной мере свое недоброхотство… 4) Они употребляли разные способы… к уловлению в свою секту известной по их бумагам особы… 5) Издавали печатные у себя, непозволенные, развращенные и противные закону православному книги…».
— 1822 г. Рескрипт Императора Александра I
О запрещении тайных обществ и масонских лож, и необходимости брать подписку у военных и гражданских чинов о том, что они не принадлежат к этим организациям. Масонские ложи в России возникли ещё в первой половине XVIII столетия. Их запрещали при Екатерине II и Павле I, но они продолжали свою деятельность. Правительство Александра первоначально разрешило деятельность масонства в России, пытаясь поставить их под контроль и даже использовать в своих целях. Однако вскоре Александр понял, что цели масонов радикально расходятся с национальными интересами. В Российской Империи стали возникать конспиративные ложи «высших степеней», а само масонство оказалось тесно связанным с деятельностью подрывных структур, в том числе «декабристов». Деятельность масонов наносили вред государству и Православной Церкви. Поэтому император Александр попытался пресечь деятельность этих тайных структур в Империи.
— 1836 г. Учреждена Канцелярия обер-прокурора Синода
Для ведения дел, находившихся в компетенции обер-прокурора Синода, была учреждена Канцелярия обер-прокурора Синода. Ей предшествовало Отделение по делам греко-российского исповедания, находившееся в составе Департамента духовных дел министерства духовных дел и народного просвещения.
Канцелярия осуществляла подготовку законопроектов по церковным вопросам; вела дела Синода с верховной властью и другими ведомствами; составляла ежегодные отчёты по Ведомству православного исповедания; рассматривала донесения епархиальных властей; дела о церковных имуществах, доходах и расходах; о строительстве и ремонте церковных зданий; о деятельности синодальных типографий; о снабжении церквей, монастырей и духовных учебных заведений различным имуществом; ведала службой чиновников учреждений духовного ведомства, наградами и пенсиями духовенства; рассмотрением жалоб прихожан на священников и приходского духовенства на епархиальные власти; дел о проступках духовенства, о переходе из одного исповедания в другое, а также о перемене фамилии и выдаче метрик. Консультация при обер-прокуроре рассматривала с юридической точки зрения спорные дела о церковных имуществах, о проступках духовенства, брачные и бракоразводные дела. В 1917 г. Канцелярия обер-прокурора Синода прекратила своё существование.
— 1850 г. В Павловске состоялось открытие памятника Императору Петру I
К этому дню пятилетнему Александру (будущему Императору Александру III) сшили мундир лейб – гвардии Павловского полка. Маленький великий князь с крохотным ружьём впервые принял участие в официальных торжествах. Он стоял в почётном карауле у пьедестала прадеда.
— 1850 г. Основан Николаевский пост на-Амуре
Русским мореплавателем Геннадием Ивановичем Невельским основано первое на Амуре военно-административное поселение — Николаевский пост, первое строение будущего города Николаевск-на-Амуре. В праздник Всемилостивого Спаса, 1 августа, капитаном Г.И. Невельским был поднят русский Андреевский флаг в устье Амура и основан новый город.
В 1850 году Геннадий Иванович Невельской, в чине капитана 1 ранга, был направлен на Дальний Восток, однако с предписанием «не касаться устья Амура». Но, заботясь уже не столько о географических открытиях, сколько об интересах Российского государства, Невельской, вопреки предписанию, основал в устье Амура т. н. Николаевский пост (ныне город Николаевск-на-Амуре), подняв там российский флаг и объявив о суверенитете России над этими землями, заявив: «От имени российского правительства сим объявляется всем иностранным судам, плавающим в Татарском заливе, что прибрежье этого залива и весь Приамурский край, до корейской границы, с островом Сахалином составляют российские владения. Для этого ныне поставлены российские военные посты». Полномочий на это моряк не имел и cильно рисковал, посему тотчас же отправился в Санкт-Петербург, чтобы доложить о содеянном руководству. Самоуправные действия Г.И. Невельского вызвали недовольство и раздражение в правительственных кругах России. Так называемый Особый Комитет счёл его поступок дерзостью, достойной разжалования в матросы, о чем и было доложено Императору Николаю I. Однако, выслушав доклад МуравьеваН.Н., Император Николай I назвал поступок Невельского «молодецкимъ, благороднымъ и патриотическимъ», наградил его орденом Владимира 4 ст. и на докладе Особого Комитета положил Свою знаменитую резолюцию: «где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен».
Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского († 1881 г.) и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского († 1879 г., память 31 марта), в духовном окормлении которого находились Приамурье и Приморье, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами, селами и казачьими станицами. Каждый год становился важной ступенью в хозяйственном освоении края, его христианском просвещении и благоустроении. К весне 1854 г. Николаевский пост представлял собой уже небольшой посёлок, в котором было пять жилых зданий, пакгауз, скотный двор и часовня. Для прибывающих судов была построена пристань. В 1856 г. была создана Приморская область, Николаевский пост преобразован в город, получивший название Николаевск и права административного центра Приморской области и главного порта на Дальнем Востоке. За одно лето 1857 года на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков (в том числе большие станицы: Албазинская на месте древней крепости, и Иннокентиевская, названная так в честь Святителя Иннокентия). Также за одно лето 1858 года – более тридцати поселений, среди них три города: Хабаровск, Благовещенск, Софийск.
— 1851 г. Освящение памятника Императору Павлу I
В Гатчине в присутствии Императора Николая I, членов Императорской семьи и иностранных гостей состоялось открытие и освящение памятника Павлу I. В честь события перед Гатчинским дворцом был устроен парад, в котором принимали участие Павловский, Егерский, Кавалергардский и Гусарский полки. На параде присутствовал Император Николай I. Это событие было запечатлено — придворный «живописец Его Величества» Адольф Шарлеман запечатлел будущего наследника российского престола вел. кн. Александра Николаевича в тот момент, когда он стоял за часового около памятника в мундире лейб-гвардии Павловского полка. Художник Г. Шварц написал картину «Открытие памятника императору Павлу I» (1851 год). Статуя установлена на плацу перед Большим Гатчинским дворцом, около парапета, лицом к дворцу и плацу, как если бы Император принимал парад. Модель статуи была выполнена известным русским скульптором Иваном Петровичем Витали по парадному портрету Императора кисти Степана Семеновича Щукина.
— 1888 г. Юбилейное торжество в Киеве в честь крещения Руси
Состоялся праздничный обед в день юбилейного торжества 900-летия Крещения Руси. Обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев сказал: «Мы празднуем в благодарном трепете перед Богом 900-летие величайшего события нашей истории. В эти 900 лет совершилось над нами чудо судеб Божьих: из грубого, рассеянного языка славянского возникло великое государство, выросло народное сознание, собралась Земля Русская через Киев и Москву. Разрушались вокруг царства славянских племен под игом иноверных. Русскому народу Бог дал удержаться, вырасти, вынести тяжелое иго степных варваров, сбросить его с себя, пережить и преодолеть бедственное безначалие, отразить римско-польскую напасть, вернуть свои отхваченные врагами окраины, добраться до моря, укрепиться в силе и славе русского оружия, утвердиться незыблемо в вере, заповеданной предками.
Не нашей силой все это совершилось, а силой Божией в судьбах нашего народа. И явилась сила Божия в Церкви Православной, в которую вошел язык (народ) наш 900 лет тому назад водительством Святого Благоверного Князя Владимира. Благословен и блажен этот день, положивший твердое основание судьбам нашим. Что бы с нами сталось без этой Церкви — страшно и подумать. Она одна помогла нам остаться русскими людьми, собрать свои рассеянные силы. Она воодушевила вождей и народ, дала ему терпение пережить страшные невзгоды от голода и мора, и от своих лихих людей, и от чужих, и одолеть врагов своих; посылала сынов земли нашей умирать за свою землю, научила рассыпанное стадо собираться около пастыря».
— 1903 г. Пророчества Паши Саровской
Святая пророчица Паша Саровская (канонизирована РПЦ) предрекла Царю и Царице страшную участь: быть убитыми вместе с детьми через 15 лет. Так и произошло. «Далее, — сказала она — вместе с тобою будут замучены четверо твоих слуг. За каждого убиенного из 11 человек Господь кладет по 10 лет. За Твою Семью — семь человек вынь да положь — дьявол будет ходить по России. А за каждого из Твоих слуг Господь будет через каждые десять лет перепроверять: а покаялся ли русский народ? И если не покаялся, жаль мне этот русский народ: блевотиной должен изойти, пока не закричит: Монархию нам! И здесь – чем хуже, тем лучше, скорей покается. Но говорю тебе, Царь, к концу этих 110-ти лет будет Царь на Руси из твоей династии. И сбудутся многочисленные пророчества относительно светлого будущего нашей Родины. И всяк будет мечтать жить в этой стране».
— 1904 г. Манифест Императора Николая II
В России произошло долгожданное радостное событие: 30 июля у Государыни родился сын, Наследник Цесаревич Алексей Николаевич. Манифестом 1 августа Государь определил, что в случае Его кончины при малолетстве сына, правителем назначается Великий Князь Михаил Александрович, тогда как воспитание Наследника поручается Императрице Александре Феодоровне. Крестным отцом Цесаревича был выбран Император Вильгельм, отношения с которым у Государя в то время значительно улучшились.
— 1904 г. Сошел со сцены Владивостокский крейсерский отряд
Через три дня после боя 28 июля владивостокские крейсера, вышедшие навстречу Порт-Артурской эскадре, встретили в Корейском проливе превосходящие японские силы. Более медленный «Рюрик» был поврежден и задержал остальные два крейсера, которые ушли на север, только потеряв до трети своего личного состава. «Рюрик» затонул после геройского сопротивления. После боя 1 августа сошел со сцены и владивостокский крейсерский отряд.
— 1917 г. Отъезд Царственных Мучеников из Царского Села в Сибирь
Из дневника Государя: «Красив был восход солнца, при котором мы тронулись в путь… Покинули Ц.С. в 6.10 утра».
— 1940 г. † Блаженная старица Ксения Рыбинская
Её почитали святой праведный Иоанн Кронштадтский, новомученики Иосиф Петроградский, Агафангел Ярославский, Кирилл Казанский, Серафим Угличский, Сергий Московский (Мечев).
В миру Ксения Степановна Красавина. Родилась в 1848 г. в деревне Ларионовская Мышкинского уезда Ярославской губернии, в обыкновенной крестьянской семье. Сердце юной девицы не прилеплялось ни к чему земному, и поэтому, когда ей исполнилось 19 лет, и пришло время подыскивать жениха - блаженная Ксения оставила родной дом и ушла в лес «спасать душу и тело». Здесь она обустроила себе землянку и питалась «чем придется»: приносимыми из церкви сухариками, лесными ягодами, мхом, а иногда и просто подолгу голодала. По праздникам посещала церковь в деревне Рудиной Слободке в 20 верстах от г. Мышкина. В этом строгом затворе она прожила 30 лет. Дважды навещал затворницу святой праведный Иоанн Кронштадтский вместе со своим помощником — о. Михаилом Зеленским, причащая ее Святых Христовых Тайн. О. Иоанн одобрял ее подвиг и благословлял на новые труды. После 30-летнего затвора блаженная Ксения вернулась в свою деревню Ларионовскую.
Живя в лесу, она потеряла телесное зрение, оставаясь слепой до конца жизни, но взамен него получила дар зрения духовного. Прозорливость, духовная мудрость и рассудительность блаженной притягивали к ней жаждущих спасения со всей земли Русской. В основном это были простые крестьяне, но было среди них и много пастырей – будущих Священномучеников и Исповедников Российских. Среди духовных чад блаженной — будущие Первоиерархи Российской Церкви: митрополиты Ярославский Агафангел (Преображенский), Казанский Кирилл (Смирнов), Петроградский Иосиф (Петровых), архиепископ Угличский Серафим (Самойлович). Судьба всей Российской Церкви теснейшим образом будет связана с судьбой этой блаженной старицы.
Отношение ее к революции и новой власти не могло быть положительным. Блаженная заранее предсказала все беды, грядущие на Русь: голод, террор, гонения на Церковь, коллективизацию, войну, блокаду Ленинграда. Советскую власть она связывала с антихрист ом. Скончалась блаженная Ксения Рыбинская в глубокой старости, когда ей было уже за 90 лет, 1/14 августа 1940г. на праздник Маккавеев. Она была исповедницей Христовой Истины в годы гонений на Церковь.
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович